На главную Отзывы Отзывы о книге «Исход». Роман. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2018. – 392 с. 1. Марина Замотина
1

В поисках земли обетованной

О романе С. Замлеловой «Исход».

 

Среди книг, прочитанных мной в 2018 г., оказался и новый роман Светланы Замлеловой «Исход» (Светлана ЗАМЛЕЛОВА. «Исход». Роман. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2018. – 392 с.) Увидев название, я, конечно, вспомнила о Библии. Но аннотация обещала рассказ о временах русской революции 1917 г. Как же так? Что общего может быть у русской революции с Библией? Ответ пришел вскоре.

 

В библейской книге «Исход» евреи, претерпевая всяческие испытания, падение и обновление, бегут из Египта в поисках земли обетованной. На горе Синай евреи получают от Бога закон и заключают завет. Все это и есть исход, в самом буквальном понимании. Но образно в Библии показано бегство от лишений и обид в поисках счастья и лучшей доли, которая становится доступной лишь ри обретении высшего смысла существования. Жизнь каждого из людей – это и есть исход, потому что каждый человек всю жизнь стремится найти смысл и убежать от страданий в «землю обетованную». И не только каждый человек – то же самое происходит с народами и родом человеческим вообще. В таком понимании и революция – исход. Но автор не изображает революцию буквально. С. Замлелова прибегает к символическому, иносказательному изображению.

 

С некоторых пор стало модным утверждать, что Октябрьская революция разрушила Россию, что большевики – немецкие шпионы, что давно пора вернуться к истокам и прочее в том же роде. С. Замлелова в романе «Исход» утверждает при помощи иносказания обратное. Прежде всего, история поступательна и обновление неизбежно, на свете не бывает застывших форм, все и всегда меняется. Но если не слышать поступи нового и не встретить его вовремя, оно может вломиться в ваш дом и тогда встреча не обязательной окажется теплой. Нельзя повернуть историю вспять и вернуться в прошлое, как нельзя войти в одну реку дважды. Вспомним опять же Библию – жена Лота, обернувшаяся на Содом, превратилась в соляной столб. Библия говорит не только о том, что нельзя сожалеть о грехах – тот, кто раскаялся, не станет о них жалеть. Книга Бытия утверждает, что попытка вернуться в прошлое не может увенчаться успехом, тот, кто предпримет такую попытку обречен на застывшее прозябание; человек, смотрящий назад, не живет настоящим и не видит будущего. Ни к каким истокам вернуться нельзя, как вообще нельзя перенести что-то в настоящее. Да и что считать истоками – в этом вопросе могут столкнуться диаметральные толкования. Когда-то на месте Москвы были болота и непроходимые леса, где предки поклонялись идолам. «…Здесь на болотах горели когда-то тусклым тоскливым светом болотные огни. Только редкие елки и елохи торчали по кулижкам, да поднимались тут и там деревянные идолы, мрачно уставившиеся перед собой в ожидании жертвы. Тоненько запищит кулик, заворчит скрипучим голосом цапля, прочавкает лягушка – и снова тишина вокруг. А на закате, когда туман поднимется на кулижках, вспыхнет один огонь, за ним другой, третий… – оживает болото. Но никому не дано видеть, что за жизнь протекает за белым туманным пологом. Шепот ли, смех ли, стоны, плеск ли воды – туман сохранит любую тайну, и никто никогда не узнает, отчего вдруг вспорхнула испуганная цапля, черным силуэтом отпечатавшись на заалевшемся небе». Все это – кулижки, болото, идолов – тоже кто-то назовет «истоками», а значит, неизбежны споры, противостояние и обиды.

 

В романе проводится мысль, что революция – это бунт обиженных. Только от обид и унижений рождается всеистребляющая ненависть. И неспроста один из героев – старый чудак Искрицкий – любит повторять другую библейскую истину, взятую из книги пророка Иезекииля: «униженное возвысится, и высокое унизится». Так и случилось в России: это не большевики, подкупленные немцами, устроили бунт – бунт поднял народ, долгое время унижаемый сильными, теми, кто обладает властью, народ забитый и темный, но от того не менее других стремящийся к «земле обетованной». И неспроста в русском фольклоре так много встречается обетованных стран.

Вот и главная героиня романа, испытавшая множество обид от самых разных людей, начиная родителями и заканчивая государственными чиновниками, внутренне готова к бунту. Наверное, поэтому она испытывает ей самой пока непонятную радость при виде на улицах Петрограда красных флагов: «И тут в глаза ей бросилась одна странная фигура – это был бородатый ражий мужик с шалыми, как показалось ей, глазами, на голову выше окружавших его участников шествия. Мужик этот почти поравнялся с Ольгой. Нес он над головами огромный флаг, застилавший полнеба и похожий на чей-то дразнящий язык. И было в этом что-то дерзкое, неизбежное и невозвратное… Ольге стало страшно и весело: новое наступало, дразнило красным языком и заглядывало в глаза. Позади оставались Литовский замок, монастырь на Кулижках, ропаки и торосы. Впереди – алый шелк застилал небо…»

 

С. Замлелова избрала главной героиней романа молодую женщину начала XX в., оттого неизбежным стало вторжение в повествование «женской темы» – изображение жизни женщины того времени. Так возникает в тексте множество интересных подробностей и сюжетных поворотов, продиктованных внутренней логикой. И совершенно неожиданной стала часть романа, посвященная полярной экспедиции, в которую отправилась главная героиня – Ольга Ламчари. В предисловии к роману автор предупреждает, что «в основу повествования легли настоящие события, а прототипами многих персонажей стали реальные люди. В то же время события, так, как они описаны в романе, никогда не происходили на самом деле. И все-таки эта история вполне могла бы случиться в действительной жизни…» Это загадочное предисловие становится понятным по мере углубления в чтение: помимо вымышленных, в романе появляются персонажи, имеющие реальных прототипов. Так, остроумно обыгрывается история игуменьи Митрофании (Розен), вводится в повествование тема полярных исследований начала XX в., в какой-то момент узнается даже исторический прототип главной героини – Ерминия Жданко, легендарная женщина, принимавшая участие в полярной экспедиции Георгия Брусилова.

 

Не знаю, всех ли исторических лиц я узнала. Возможно, кто-то узнает больше.

 

Финал автор оставляет открытым: пока непонятно, нашла или нет героиня свою «землю обетованную», обрела высший смысл существования, что ждет ее в наступающем дне и каким будет неотвратимо приближающееся Новое. Возможно, автор намеревается писать продолжение, что было бы весьма интересно – судьба главной героини могла бы преподнести читателю немало сюрпризов.

 

Героиня предстает в начале романа эдакой «тургеневской барышней» – нежной, любознательной и мечтательной, ищущей любви и самоотвержения. Но жизнь заставляет ее измениться. Она вовсе не превращается в циничную, наглую особу. На глазах читателя характер Ольги Ламчари проходит закалку, и «тургеневская барышня» приобретает совершенно новые для себя черты – настойчивость, целеустремленность, трезвый взгляд на окружающую действительность. Только с таким характером можно участвовать в преобразовании мира. И автор оставляет свою изменившуюся героиню на пороге преобразований.

 

Судьба Ольги Ламчари олицетворяет судьбу всего народа, тоже прошедшего лишения, пережившего обиды, ищущего свою «землю обетованную». С. Замлелова использует в романе разные стилистические приемы. Среди прочего – это изображение большого через малое, общего через частное. «Исход» – это роман-притча, написанный хорошим и ярким русским языком, стилизованный с учетом описываемой реальности. Созданные образы – живые люди со своими особенностями и характерами, обладающие каждый своей уникальной речевой манерой. Все события в романе подчинены внутренней логике, ничем не нарушаемой и объясняющей поступки героев. При этом сюжет получился оригинальный, а сюжетные повороты каждый раз удивляют непредсказуемостью. Хочется надеяться, что начатое «Исходом» повествование будет продолжено и получит свое развитие.

 

 

2018

 

 

Марина ЗАМОТИНА – писатель, член правления Московской городской организации Союза писателей России. Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

Журнал «Москва» №5 2019 г.

Нравится
 
Создание сайта - Vinchi & Илья     ®© Светлана Замлелова
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет