На главную Публицистика Культура и Религия
6

«Смотрины» в Москве

Светлана Замлелова

 

 

31 октября в Москве в пресс-центре Интерфакс прошла пресс-конференция, посвящённая фестивалю русской драмы «Смотрины». Фестиваль откроется в столице 1 ноября, на протяжение двух недель в московских театрах будут показаны спектакли по пьесам писателя и драматурга Юрия Полякова. На авторский фестиваль, посвящённый произведениям одного драматурга, съедутся театральные труппы со всей России.

 

«У нас традиция, – сказал Ю. Поляков, обращаясь к участникам пресс-конференции со вступительным словом, – фестиваль открывается во МХАТе, закрывается в Театре Сатиры. Играем мы в этом году те спектакли, которые привезут в Москву со всей России, на сцене театрального центра “Вишнёвый сад”». Кроме Полякова на встречу с журналистами пришли народный артист РФ, актёр МХАТ им. М. Горького Валентин Клементьев, а также режиссёр-постановщик Пётр Орлов.

 

П. Орлов поставил более 90 спектаклей в театрах Москвы, Тамбова, Самары, Челябинска, Хабаровска, Пензы и других городов. В том числе, и пьесы Ю. Полякова, о которых он отозвался так: «Остро, пронзительно, современно». Когда-то пьесы Полякова стали открытием для режиссёра, увидевшего в них и настоящий юмор, и горечь от происходящего вокруг, и диагноз современному обществу. «Островским сегодняшнего дня» называет режиссёр Ю. Полякова. По свидетельству Орлова, в театрах, когда идут пьесы Полякова, зрители и смеются, и плачут. А ведь именно ради этого состояния, ради катарсиса и стоит ходить в гости к Мельпомене и Талии!

 

Единственное, чего не хватает П. Орлову, так это… пьес Полякова! Да, признаётся режиссёр, хотелось бы больше пьес, хотелось бы, чтобы чаще появлялись новые спектакли по новым произведениям.

 

Что же особенного в драматургии Полякова? По слову Орлова, это именно драматургия, а не отдельные характеры или персонажи. Поляков выступает сегодня хранителем не просто русской театральной традиции, но и драматургии как таковой. Часто современные режиссёры ставят не пьесы, а текст, то есть не созданное по законам драматургии произведение, но всего лишь некую задумку, идею. Но в таком случае театр попросту разваливается. Юрий Поляков вспомнил, как однажды на его недоумение по поводу одной современной пьесы театральный критик возразила: «А вы неправильно воспринимаете. Вы читаете как аристотелевскую драму, а перед вами – драма доаристотелевская». Конечно, можно придумать любое название и объяснить отсутствие дарования или профессионализма каким-нибудь новым или, напротив, очень старым течением. Но в таком случае просто не надо называть эти новые явления привычными терминами. Ведь иначе получается обман: зрителя, покупающего билеты в театр, никто не предупреждает о том, что ему предстоит смотреть «доаристотелевскую драму». По убеждению П. Орлова, если уйдёт классическая, традиционная пьеса, театр просто перестанет существовать, потому что ставить будет нечего. В драматургии свои законы развития, своя логика и свои особенности построения сюжета. Поставить текст или драматургический материал так же, как пьесу, попросту невозможно.

 

Поляков признаёт, что сегодня много драматургов, гораздо более известных, чем он. Однако никто из них не может представить десять пьес, поставленных в разных театрах страны. И не просто поставленных, а не сходящих со сцены на протяжении ряда лет, благодаря зрительскому интересу. Это не означает, что пьесы не написаны. Напротив, у многих драматургов и пьес больше, чем у Полякова. Но эти пьесы если и ставятся, то не идут подолгу на сцене. По мнению же Полякова, в большинстве своём это не пьесы, а тот самый драматургический материал. Писатель уверен: в театре и в литературе существует один критерий: кого дольше читают и ставят, тот становится классиком. Добавим к этому: чтобы писателя читали, а драматурга ставили, и тот, и другой должны иметь возможность быть изданными и поставленными наравне с коллегами. Изданная книга и поставленная пьеса должны дойти до читателя и зрителя, чтобы те уже и решали: какие книги читать и какие пьесы смотреть.

 

Пьесы Полякова ориентированы именно на зрителя. Одна из главных задач фестиваля «Смотрины» – представить лучшие спектакли по произведениям писателя, исходя из интересов зрителя. «Чтобы афиша, если ходить на все спектакли, дала представление почти обо всех моих пьесах», – пояснил Поляков.

 

К огромному сожалению организаторов фестиваля, в этом году не удалось пригласить в Москву театры из СНГ и дальнего зарубежья. Так, не приедет в столицу Бакинский театр со спектаклем «Халам-Бунду», не увидит зритель пьесу «Чемоданчик» в исполнении труппы сербского театра. Даже Хабаровский театр не получилось пригласить на фестиваль. Всего Министерство культуры выделило 5 млн. рублей – сумма недостаточная для осуществления всех замыслов, для приглашения в Москву всех театров, ставящих пьесы Полякова.

 

Кстати, среди вопросов, заданных журналистами, прозвучал и вопрос о возможности сделать фестиваль «Смотрины» ежегодным. Увы, пока это невозможно – уж очень затратно, да и сложно организационно.

 

«Но как же быть?» – спрашивали журналисты. Куда исчезли таланты? Где же современная драматургия? Чтобы решить эту задачу со множеством неизвестных, Национальная ассоциация драматургов учредила в 2018 г. конкурс «Автора – на сцену!» В 2019 г. награждение победителей планируют провести 17-18 декабря. Год назад десять авторов получили денежные сертификаты в размере 500 тыс. руб. на постановку своих произведений. Ожидается, что и в 2019 г. членами жюри будут отобраны десять пьес для вручения их авторам денежных сертификатов. Уже первый конкурс показал, что пьесы есть и драматурги тоже никуда не исчезли. Но получается, что так называемая «новая драма» попросту отсекала хорошее. Как и в литературе, в театре созданы какие-то искусственные препоны, мешающие контакту автора и зрителя. П. Орлов рассказал, что совершенно не ожидал такого количества достойных, настоящих пьес. Режиссёр столкнулся со сложнейшей задачей: из множества присланных материалов ему, как члену жюри, предстоит выбрать всего десять. Но сделать этот выбор оказалось непросто, поскольку хороших пьес значительно больше десяти.

 

Но, кроме конкурса, есть и другие задумки. Например, создание в Москве нового театра или театрального центра для постановки современной традиционной пьесы. Об этом уже ведутся переговоры с министром культуры. Для воплощения этой идеи есть всё – и силы, и материал, и люди. Не хватает только политической воли. Власть в России, по слову Ю. Полякова, традиционалистов почему-то не любит, хотя именно традиционалисты и есть опора власти.

 

Раз уж зашёл разговор о власти и творчестве, невозможно было обойти тему «свободы», которую писатель определил как «приемлемую степень принуждения». То и дело раздаются разговоры о разного рода ограничениях для художников, вынужденных бежать за границу в поисках свободы. На это Ю. Поляков заметил, что ощущение несвободы у таких творцов связано с утратой доминирования. Как только точка зрения определённой категории художников перестаёт быть доминантной, они начинают ощущать себя несвободными. «Или всё, как я хочу, или “прощай, немытая Россия”», – сказал Поляков.

 

И актёр Валентин Клементьев, и режиссёр Пётр Орлов выразили недоумение по поводу каких-то ограничений свободы художников. Театр, по мнению Клементьева, всегда будет самой свободной средой, поскольку актёрство и есть потребность в свободе, несмотря ни на что. Орлов же обратил внимание, что не знает спектакля острее «Золота партии». Но никто не закрывает театры, поставившие эту пьесу, никто не запрещает играть её и в дальнейшем. Главный цензор, считает режиссёр, должен быть внутри у художника. Если в творчестве ты позволяешь себе выходить за рамки морали ради эффекта, ради эпатажа, это дешёвый и недостойный художника приём. При этом режиссёр подчеркнул, что публика, особенно в провинции, весьма целомудренна и эксперименты московских театров воспринимает, в лучшем случае, с недоумением.

 

Также и Ю. Поляков отметил, что уровень провинциальных театров зачастую значительно выше столичных. В провинции гораздо бережнее относятся к авторскому слову. «Губернские театры», в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, сохранили театр как таковой, не заменив его местом постановки текста.

 

Чтобы традиционный русский театр не исчез, делается немало. Учреждён конкурс драматургов, планируется создание театрального центра современной традиционной драмы, проводится, наконец, фестиваль «Смотрины». Кстати, фестиваль назван по пьесе, написанной Ю. Поляковым в 1999 г. Позже эту пьесу поставил во МХАТ им. М. Горького С.С. Говорухин под названием «Контрольный выстрел». Самому Ю. Полякову название фестиваля кажется весьма удачным. Название многозначное, игровое. В самом деле, встреча драматурга и зрителя так же трогательна, как первое знакомство жениха и невесты. А от того, как пройдут смотрины, зависят дальнейшие отношения молодых.

 

Открытие фестиваля состоится 1 ноября на сцене МХАТ им. М. Горького. Мхатовцы покажут спектакль «36 часов из жизни одинокого мужчины» по роману Полякова «Грибной царь». Спектакль поставлен по новой инсценировке, создатели обещают удивить зрителя новыми театральными технологиями.

 

Далее на сцене театрального центра «Вишнёвый сад» свои постановки представят театральные труппы из Москвы, Иркутска, Рыбинска, Пензы, Самары и Борисоглебска. Кроме спектаклей, 2 ноября в малом зале театрального центра состоится авторская читка новой пьесы Полякова «В ожидании сердца».

 

Закроется фестиваль 13 ноября спектаклем «Хомо Эректус», поставленным Московским академическим Театром Сатиры.

 

2019

Нравится
 
Создание сайта - Vinchi & Илья     ®© Светлана Замлелова