На главную Публицистика Общество
6

«Мы ленивы и нелюбопытны…»

Светлана Замлелова

 

 

История знатного реконструктора-бонапартиста Соколова затмила всё происходящее в стране. Между тем интересных, достойных обсуждения событий происходит не так уж мало. Вот, например, накануне поимки Соколова в тёмных водах Невы, вся страна гудела, обсуждая запрет детского спектакля по сказке Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Содержание сказки всем хорошо известно: бедные беднеют, богатые богатеют и выдумывают для бедных новые налоги. Но доведённые до отчаяния бедные устраивают Революцию, и всё в королевстве меняется. Теперь все работают, а кто не работает, тот и не ест. Дворец стал школой, бывший барон трудится носильщиком, бывший управитель и эконом у богатых помещиц, притеснявший бедноту, отбыл наказание в тюрьме и занялся разведением капусты и стрижкой травы. А бедняк, копивший всю жизнь на домик, но сумевший построить лишь нечто вроде голубятни, в которой жить можно было только сидя, стал главным садовником и начальником бывшего притеснителя. Словом, всё устроилось как нельзя справедливее.

 

И вот приходит новость: московская чиновница запретила спектакль по этой замечательной детской сказке. Запретила на том основании, что, дескать, «такое нельзя показывать на сцене государственного учреждения, у нас сотрудники, семьи, ипотеки». Позвонив накануне показа режиссёру спектакля, чиновница объяснила, что не может рисковать и что режиссёр сам всё должен понимать. Но режиссёр и руководитель театральной студии «Классики» Александр Таттари написал о случившемся в Фейсбуке, после чего сообщение было подхвачено, и по всей стране прошла волна возмущений. Страницы бумажных и сетевых газет запестрили заголовками: «Директор московского центра культуры запретила детскую постановку по мотивам "Приключений Чиполлино"», «Как "Чиполлино" становится экстремизмом», «Сюжет "Чиполлино" уже запретили. Ждём продолжения...», «Испугались Чиполлино» и т.д. Комментаторы ехидно вопрошали: «Что ж с Незнайкой будет? Если поставят спектакль!», «Казалось бы – а при чём тут новость про одиннадцатиметровые квартиры?..» Все возмущались и предрекали последние времена. Как вдруг режиссёр спектакля всё в том же Фейсбуке заявил: «К сожалению, вокруг ситуации с запретом спектакля "Чиполлино" по мотивам повести Д. Родари театральной студии "Классики" сложилась ситуация нездорового ажиотажа. <…> У нас в студии занимаются творчеством несовершеннолетние, они любители, а не профессиональные актеры. Ни они сами, ни их родители не хотят, чтобы их показывали по федеральным каналам в такой нездоровой ситуации ажиотажа вокруг спектакля, обсуждали в различных, зачастую сомнительных пабликах, они не планируют становиться "звёздами" в таком ключе. Уже начались какие-то нелепые интерпретации художественного замысла спектакля, которые не соответствуют действительности. В этой ситуации мы вынуждены отказаться от всех интервью с журналистами, которые были запланированы. Мы не будем показывать данный спектакль в ближайшее время, чтобы не подогревать эту нездоровую ситуацию».

 

Что ж, на этом фоне самое время хладнокровно разобраться в ситуации и понять, стоила ли она того шума, который был вокруг неё поднят. В конце концов, холодную голову, горячее сердце и чистые руки полезно иметь не только чекисту. Итак, что же известно. Во-первых, спектакль с участием подростков был поставлен Александром Таттари в Центре театрального искусства «Классики» при Московском Лианозовском театре. Во-вторых, спектакль называется «#рябчиковжуй #новыдержитесь», а вовсе не «Приключения Чиполлино». Как видим, название к Дж. Родари не имеет никакого отношения. Зритель, покупающий билет на такой спектакль, вспомнит скорее В.В. Маяковского и Д.А. Медведева, чем Родари. В-третьих, спектакля никто не видел! Буквально никто из тех, кто возмутился его запретом в СМИ, самого спектакля не видел, а потому ничего не может сказать о сути происходящего на сцене. В сети есть запись небольшого отрывка из спектакля. На записи видно, что подростки, одетые в жёлтые жилеты на манер протестующих во Франции, сидят на полу. Один молодой человек вдруг встаёт и произносит: «Ешь ананасы, рябчиков жуй…» В этом момент из-за кулис выходит девушка в оранжевом жилете и говорит: «Оскорбление власти…» Конечно, даже этот отрывок не позволяет судить о спектакле в целом. Но о чём можно с уверенностью сказать, так это о том, что подростки отнюдь не разыгрывают по ролям сказку Дж. Родари, что увиденное вызывает в памяти незабвенный образ Лёши Навального, но отнюдь не кума Тыквы или сеньора Помидора и что, возможно, ссылка на «Приключения Чиполлино» стала всего лишь удачным рекламным трюком, привлекшим к – будем честны – незначительному событию повышенное внимание. Ведь в чём состоит запрет? В Москве с 5 по 10 ноября в Конькове в Центре культуры «Сцена» проходил XVI Международный театральный фестиваль любительских театров «Молодые – молодым». Вход на спектакли фестиваля был свободным, то есть бесплатным. Свободный вход на фестиваль любительских театров на окраине Москвы говорит только о том, что это культурное событие не пользовалось, мягко говоря, особенной популярностью у столичной публики. Более того, как-то сложно вообразить, какую именно угрозу мог разглядеть Кремль в мероприятиях с возрастным ограничением 6+.

 

Запрет на показ исходил от директора ЦК «Сцена» А.В. Петровой, которая распорядилась не показывать спектакль во время фестиваля в подведомственном ей учреждении и только. Конечно, можно понять режиссёра и артистов, которые старались и ждали выступления – тем более что их спектакль изначально был включён в программу, – как вдруг узнали, что в поддержке им отказано и спектакль снят из афиши. Но разговоры о том, что власть запретила «Чиполлино», просто не соответствуют действительности. Вероятно, Петрова с опозданием решила перестраховаться (а может быть, кто-то ей посоветовал), поскольку вовлечение несовершеннолетних в политическую деятельность карается по закону. Даже небольшого отрывка в сети достаточно, чтобы увидеть, что юные, несовершеннолетние артисты изображают не Чиполлино и Земляничку, а как раз таки участие подростков в политических акциях. Да и само название спектакля «#рябчиковжуй #новыдержитесь» говорит о том же.

 

Другими словами, ни о каком запрете спектакля речи вообще нет! А.В. Петрова не пожелала видеть постановку на подведомственной ей сцене, но запретить спектакль как таковой она не могла, спектакль шёл в Лианозовском театре. И только теперь от его показа отказался сам режиссёр, столкнувшись с неожиданно широкой оглаской и напором разгорячённой публики. Кстати, создаётся впечатление, что А. Таттари и сам не рад своему призыву сделать «максимальный перепост», то есть распространить как можно шире информацию об отказе А.В. Петровой допустить спектакль «#рябчиковжуй #новыдержитесь» на молодёжный фестиваль. Сам режиссёр и написал в Фейсбуке: «ЧИПОЛЛИНО ЗАПРЕТИЛИ!!!» Но какое отношение его постановка имеет к «Приключениям Чиполлино», понять невозможно, а те, кто кинулся обличать «кровавый режим», самого спектакля не видели. Справедливости ради, стоит отметить, что отнюдь не все противники положения дел в стране бросились на защиту Чиполлино. Под сообщением режиссёра А. Таттари можно прочитать и такие комментарии: «Зачем вы врёте про запрет спектакля??? С фестиваля вас сняли организаторы... вполне справедливо. Запрещать показы в театре никто не запрещал. Сами решили отказаться. Так зачем врёте?»; «Запретили не Чиполлино, а то, что <…> режиссёр из него сделал, втянув детей в это…» Не потому ли режиссёр решил отказаться от показа спектакля, что обрушившаяся на него известность могла бы сыграть дурную шутку, а наводнившая театр после такой рекламы публика враз поняла бы, что Чиполлино здесь ни при чём.

 

Художественный руководитель Лианозовского театра Надежда Егорова заявила: «Именно из-за таких решений чиновников у россиян возникают аллюзии относительно того, что в нашей стране невозможно жить». СМИ уже назвали это замечание «мудрым». Однако, в чём именно «мудрость», пояснить забыли. У россиян действительно возникает много иллюзий. А вот аллюзии, о которых сказала Егорова, или намёки на сказку Джанни Родари приходится искать днём с огнём, чтобы хоть как-то увязать «#рябчиковжуй #новыдержитесь» с «Приключениями Чиполлино».

 

Но если уж в нашей стране жить невозможно из-за трусливых запретов театральных постановок, давайте выясним, что и где запретили. Итак, по всей стране идут спектакли по произведениям А.М. Горького и Л.Н. Толстого, Н.А. Островского и А.П. Гайдара. В Москве можно посмотреть спектакль «Три толстяка», которому комментаторы предрекли скорый запрет наравне с «Незнайкой на Луне». Кстати, «Незнайка на Луне» идёт в театрах Екатеринбурга и Саратова. В Москве на нескольких площадках идёт всё тот же «Чиполлино», а в Москве или Казани можно увидеть постановку другой сказки Дж. Родари – «Джельсомино в стране лжецов». Да и остросоциальные спектакли Н.Н. Губенко идут в театре «Содружество актёров Таганки» с аншлагом. В конце концов, в интернете в бесплатном доступе есть множество фильмов о том, как следует поступать с проклятыми буржуинами. И капля никому не известного детского спектакля теряется в этом море информации, зрелищ и пропаганды.

 

В нашей стране отнюдь не всё благополучно. Но мнимый запрет постановки, непонятно как связанной со сказкой Дж. Родари, это уж точно не самое страшное «преступление режима». СМИ, повторяющие любой вброс и раздувающие его до размеров политической сенсации, во-первых, отвлекают сограждан от настоящих проблем, во-вторых, убивают доверие к себе, а в-третьих, порождают в обществе равнодушие, о котором написал один из комментаторов под сообщением А. Таттари: «получается, что вынесенное в первую строку капсом "ЧИПОЛЛИНО ЗАПРЕТИЛИ!!!" является враньём, и это подрывает желание сочувствовать жертвам произвола».

 

Незначительный эпизод из жизни закулисья вдруг на короткое время занял умы всей страны. Что это? Ничего, кроме того, что «мы ленивы и нелюбопытны», почтеннейшая публика и на сей раз о себе не сообщила.

 

2019

 

http://sovross.ru/articles/1918/46598 

Нравится
 
Создание сайта - Vinchi & Илья     ®© Светлана Замлелова