Светлана Замлелова
Сегодня много пишут и говорят о духовности, о возрождении русской культуры, об укреплении единства народов России и связей с соотечественниками, волею судеб оказавшимися за пределами Родины. Как много в прессе прекраснодушных рассуждений и пожеланий, и как же мало независимого, всестороннего освещения не «звёздных» скандалов, но подлинного творчества, созидания и участия соотечественников со всех континентов в ратном деле сохранения и преумножения русской культурной традиции!
Так, например, ни словом не откликнулись СМИ на II Конгресс русских писателей зарубежья «Русское слово – связующая нить времён», прошедший в Москве в декабре 2009 года и объединивший русских писателей, проживающих на Украине, в Армении, Чехии, Австрии и других странах.
Не вызвал интереса у журналистов и праздник чеченской литературы, состоявшийся также в декабре 2009 года в Большом зале ЦДЛ и посвящённый первому в истории изданию 50-томной «Библиотеки чеченской литературы» на русском языке. Учитывая, что русский язык является одной из государствообразующих скреп, а литературному переводу с национальных языков на русский и с русского на национальные уделяется сегодня крайне незначительное внимание, можно без малейшего преувеличения утверждать, что перевод всей чеченской литературы на русский язык (как было бы с переводом литературы любого другого народа, входящего в состав Российской Федерации!) есть дело государственной важности.
Не баловала вниманием пресса и II Международный фестиваль российских соотечественников зарубежья «Русская песня», проходивший в столице с 7 по 11 февраля 2010 года. Фестиваль, посвящённый 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, был организован Международным советом российских соотечественников (МСРС) и правительством Москвы с целью поддержания, развития и распространения русской культуры за рубежом. Особенно важным является сохранение интереса к русской культурной традиции у молодёжи, проживающей за пределами Отечества. Именно об этом в приветственном слове на церемонии торжественного открытия высказались организаторы фестиваля – первый заместитель мэра Москвы Л.И. Швецова и Председатель Президиума МСРС П.П. Шереметев. Открытие фестиваля состоялось 7 февраля в концертном зале «Измайлово», где гостей и участников приветствовали знаменитые российские музыкальные коллективы – хор под управлением Минина, хор им. Пятницкого и др.
А начиная со следующего дня, соотечественники из 53 стран мира показывали своё мастерство на 10 концертных площадках Москвы, соревнуясь между собой в исполнении народной, эстрадной и патриотической песни, а также песни военных лет и русского классического романса.
Так, например, 8 февраля в Центре П. Слободкина, что на Новом Арбате, выступили представители Украины, Швеции, Аргентины, Австралии, Сербии. Наиболее многочисленная делегация с Украины представила как начинающих певцов, так и вполне сложившихся профессионалов – в составе делегации оказалась заслуженная артистка Украины. Разнообразен был и репертуар украинских исполнителей – звучали народные и современные патриотические песни, романсы и песни советской эстрады.
Швеция выказала себя большой любительницей классического романса, а самая молодая – аргентинская – делегация в составе Киры Проценко, Олеси Лесовой и Татьяны Толкачёвой, специализировалась на народных и патриотических песнях. Ярко выглядела малочисленная делегация из Австралии, которая привезла на фестиваль русскую народную песню «Волга-реченька» (в исполнении Софии Марковцевой под аккомпанемент Лины Чегодаевой – баян), а также две современные эстрадные песни: «Улетай» (в исполнении Вячеслава Округина – муз. В. Округина, сл. Ж. Алифановой) и «Ночь в Париже» (в исполнении Эдуарда Кремня – муз. Л. Бергера, сл. Э.Кремня).
Не обошлось и без курьёзов. Так, 16-летняя представительница Сербии, принявшись за исполнение «Уральской рябинушки» (муз. Е Родыгин, сл. М. Пилипенко), вдруг забыла слова, чем привела в умиление весь зал, в котором, кстати, свободных мест было не так уж много. Чтобы подбодрить смутившуюся певицу, зрители со словами «не бойся, мы тебе подпоём!» подхватили умолкнувшую было песню. Но неискушённая артистка, так и не сумев побороть смущения, убежала со сцены, предоставив зрителям допевать самим.
Много было сказано тёплых слов заграничным певцам и музыкантам по окончании концерта. Зрители подходили со словами благодарности. Да и как не благодарить, как не восхищаться тем, что оторванные от дома соотечественники сохраняют русскую песенную традицию, которая у себя на Родине находится в изоляции, подчинившись законам не то рынка, не то заокеанского протектората, не то банальной русофобии медиа-магнатов. Иначе сложно объяснить, почему русская песня исчезла с экранов и концертных площадок, уступив своё место кривляньям так называемых юмористов, пошлому подражанию Америке и пр. в том же роде.
Заключительный гала-концерт и закрытие фестиваля состоялись 11 февраля в Колонном зале Дома союзов, после чего участники фестиваля разъехались из заснеженной Москвы по домам.
Будем надеяться, что этот фестиваль – не последний. И что исполнители русских песен из полусотни стран со всего мира ещё не раз соберутся в Москве и споют нам те песни, что мы всё реже и реже слышим у себя дома. И очень бы хотелось, чтобы таковые события воспринимались как события не только благодарными зрителями, но и прессой, то есть теми, от кого действительно во многом зависит положение вещей в стране.
2010
|