На главную Публицистика Общество
2

Искусные законники

Светлана Замлелова

 

Вскоре после того, как В.В. Путин был избран на второй президентский срок, в России заговорили о многообещающих новшествах. Так, появилось понятие «иностранный агент», применяемое к некоммерческим организациям, которые представляют в России интересы других государств и не имеют при этом дипломатического статуса и иммунитета; были введены ограничения предельного возраста пребывания на государственной службе. Но, пожалуй, главным нововведением стала так называемая «национализация элит». На фоне арабской весны, то есть прокатившимся по Ближнему Востоку цветным революциям, а также массовых протестов на улицах российских городов российская власть вроде бы озаботилась формированием национально ориентированных чиновников. Высшие политические и деловые круги предполагалось замкнуть на родной стране и её развитии, чтобы не возникало искушения служить и нашим, и вашим.

 

В 2012 г. начались обсуждения, рассматривались варианты как дополнительной отчётности и публикации данных о зарубежном имуществе и счетах сановников, так и запрета для них же владеть собственностью за рубежами Отечества. Источники в Администрации президента шептали журналистам, что поблажек никому не будет и что пора заключать новый завет общества с элитой. Ведь образ чиновника, проживающего российские денежки за границей, живо будоражил воображение оппозиции, а депутаты с белыми ленточками стали реальностью. Власть нуждалась в лояльной элите и патриотическом имидже, то есть, с одной стороны, нужны были чиновники, поддерживающие официальный курс, а с другой – следовало убедить избирателя, что не такая уж у нас непатриотичная элита.

 

В 2012 г. депутат Вячеслав Лысаков внёс на рассмотрение в Думу законопроект, в котором говорилось о запрете государственным служащим иметь любые зарубежные активы: не только счета в иностранных банках, но и недвижимость за пределами России. За нарушение закона предусматривался штраф до десяти миллионов рублей или даже лишение свободы на срок до пяти лет. Закон этот долго обсуждался, причём президент Путин сказал, что такой закон вполне возможен, а председатель правительства возразил, что «идти нужно немного по другому направлению – именно декларирование доходов и декларирование ряда расходов…» Ему поддакнул и господин Кудрин, заявивший, что «Запрет чиновникам владеть недвижимостью за рубежом приведёт только к ограничению прав собственности граждан». Такая реакция чуть было не свела на нет попытки власти реабилитировать себя в глазах народа. Ведь что получается? Люди разных профессий сталкиваются с неизбежными запретами и ограничениями и не считают это покушением на свои права. Например, военным запрещено разглашать государственные тайны, учителям – приходить на работу в нетрезвом виде, священникам – разводиться и жениться вторым браком. Но никто ведь не ропщет, никто не кричит, что не желает терпеть ограничение своих прав. Что было бы, если бы военные потребовали для себя свободы слова, а священники – свободы любви? Почему только чиновники не желают терпеть никаких ограничений и уверены в том, что им всё позволено? Ситуация предельно простая: хочешь жениться и разводиться, а потом снова жениться – не иди в священники, хочешь быть государственным служащим – живи и работай в стране, которой служишь. Просто выбирай: или одно, или другое.

 

Но у российской элиты собственная гордость, и в конце концов, был принят другой закон, сводившийся к запрету для чиновников, их жён и несовершеннолетних детей иметь за границей счета и акции. Ко всей остальной многочисленной, возможно, родне, включая совершеннолетних отпрысков, закон не имел отношения. Кроме того, в законе ничего не говорилось о недвижимости за рубежами Отечества, в результате чего закон этот представлялся каким-то половинчатым или даже недоделанным. Разница между вложением денег в ценные бумаги или недвижимость не может считаться принципиальной, если и то, и другое происходит за границей. Совершенно непонятно, почему чиновник, имеющий счёт в швейцарском банке, должен быть менее лояльным к родной стране и её политическому курсу, чем чиновник, владеющий виллой в той же Швейцарии. Тем более если учесть, что недвижимость во всём мире требует оплаты по счетам, да и само проживание обходится недёшево. А это значит, что российские деньги, пусть и не миллиардами, но всё равно потекут за границу. Ещё более непонятно, почему несовершеннолетние дети и жёны ограничены в правах, а братья, сёстры, родители и дети, достигшие совершеннолетия – нет.

 

Вроде бы за недвижимость нужно отчитываться: откуда взялась, на что куплена и т.д. Но это препятствие российский чиновник научился преодолевать сотни лет назад, что описал ещё Н.С. Лесков в рассказе «Искусный ответчик». Там один секретарь «имел слабость к устроению новых дач и домов и за продолжительное время своей службы обзавёлся ими в таком числе, что от его недругов на это было сделано указание новоприбывшему начальнику». И вот начальник тоже решил выяснить, на какие средства секретарь приобрёл всю эту недвижимость. «Правда ли, – спросил начальник, – что вы посулы от просителей вымогаете и даже вымогательством к приношению вам денег нудите, а без того дел не рассматриваете?» Само собой, секретарь стал отпираться и поклялся страшной клятвой, что всё это клевета. На что начальник попросил-таки объяснить, откуда же в таком случае взялись пять домов и шесть дач. Но секретарь, не моргнув глазом, сказал, что всё это принадлежит его жене. Дальше воспоследовал такой диалог: «– Но жена ваша всего этого в приданое вам не принесла, ибо известно мне, что она дочь людей бедных.

– Точно так, – отвечал секретарь.

– В таком разе, откуда же у неё взялись такие имущества?

– Не знаю, – отвечал секретарь.

– Как так – не знаете?

Секретарь изобразил собою большую сконфузливость и, пожав плечами, опять отвечал:

– Как вам угодно, а я этого и сам себе объяснить не могу.

– Ну, то могли же бы вы её о том прямо спрашивать!

– И даже много раз спрашивал.

– И что же она вам на то отвечала?

– Ничего не отвечала.

– Как так ничего?!

– Так: я её спрошу: «откуда ты, душко моё, деньги берёшь?» А она только покраснеет, но ничего не скажет…»

 

Современная Россия, учтя опыт предков, отлучила жён чиновников от участия в сделках с недвижимостью. Но ведь остались братья и сёстры, родители и достигшие совершенных лет потомки. С этой публикой могут складываться гораздо более доверительные отношения, нежели с жёнами. Так что же принципиально изменилось?.. Да ничего, закон стал очередной полумерой. Стоит признать, что российская власть избегает жёстких решений, а добиться результатов, особенно в такой стране как Россия, путём уговоров и убеждений – просто нереально. В 2015 г., по поводу чиновников, предпочитающих зарубежную медицину и зарубежное же образование для своих чад, президент Путин сказал: «Но запретить, заставить – это было бы неправильно, а вот побудить человека к тому, чтобы пользоваться услугами национального здравоохранения или образования, конечно, можно. Конечно, нужно присматриваться к тем людям, которые поступают так или иначе. Уверяю вас, я так и делаю». С тех пор прошло уже четыре года. Интересно, удалось ли хоть кого-то из тех самых чинуш побудить пользоваться услугами национального здравоохранения или образования? И к чему привело присматривание?

Глядя на все эти странности, остаётся только пожать плечами и сделать вывод, что закон о «национализации элит» с самого начала стал видимостью борьбы с коррупцией, явлением казённого, конъюнктурного патриотизма, своего рода компромиссом власти, принимавшимся исключительно для того, чтобы произвести на изрядно раздражённого избирателя смягчающее впечатление.

 

И всё же поначалу что-то, как могло показаться, получалось: ряд деятелей оставили свои попытки влиять на политику страны и перестали выдвигать собственные кандидатуры на выборы, кто-то даже навсегда переселился в свою заграничную недвижимость. Потом грянул Крым, и политическая элита, смеясь, называла персональные санкции «высокой честью». Словом, народ и власть на какое-то время сблизила патриотическая эйфория, продлившаяся, правда, очень недолго.

 

Скромное обаяние окончательно слетело с российской буржуазии сразу после запуска пенсионной реформы. Популярность президента упала настолько, что пришлось разыгрывать чуть ли не новую Русско-японскую войну, в которой глава государства предстал защитником Курил. Но даже это не помогло. Вдруг прозревший избиратель увидел и понял многое, чему помогли и чиновники, потрясавшие страну всё последнее время каким-то чудовищным непрофессионализмом и цинизмом. Кстати, не совсем пока ясно, что случилось с российскими местночтимыми чинушами в минувшем году. Ведь не эпидемия же их поразила, почему раньше не было то и дело слышно ни о «макарошках», ни о «государствоваснепросило». Почему вдруг чиновничьи ляпы стали активно «раскручивать»? С какой целью? Можно, конечно, предположить, что всё это было и прежде, просто высказывания не попадали в интернет, а потому не обсуждались так широко. Но почему в таком случае они в интернет не попадали? Нельзя же утверждать, что два или три года назад в России некому было поведать общественности о несоответствии между высказываниями и занимаемыми должностями. Совершенно очевидно, что нагнетание происходит неспроста, а вот с какой целью – ещё предстоит разобраться.

 

Но retournons а nos moutons. 19 февраля 2019 г. журнал «Собеседник» опубликовал интереснейший материал. Оказывается, ещё осенью шли разговоры о том, будто особо приближённый к председателю российского правительства министр намеревается навсегда покинуть Россию. Речь идёт о М.А. Абызове, экс-министре Российской Федерации, до 18 мая 2018 г. отвечавшем за организацию работы Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» (с 21 мая 2012 года). На волне «национализации элит» Михаил Анатольевич даже как-то съездил на отдых в Крым. Но уже 2019 г. он встречал в Куршевеле, 14 февраля отмечал в Дубае, основное же время проводит на собственной вилле в Тоскане, в то время как старший сын экс-министра Даниэль проживает в США. А в Великобритании – несовершеннолетние сын и дочь от первого брака.

 

В обязанности Абызова – «министра без портфеля», но с мигалкой – входило создание системы, позволяющей гражданам влиять на принимаемые властью решения. Был запущен проект «Российская общественная инициатива», то есть сайт для петиций. Однако в экспертную группу проекта входили как чиновники, так и представители общественности вроде телеведущего Д. Киселёва. А потому предложения граждан остановить пенсионную реформу, ввести ограничения стоимости автомобилей чиновников или уголовную ответственность за незаконное обогащение были отклонены. Видимо, предполагалось, что влияние граждан на решения власти должно свестись к одобрению.

 

Сам министр Абызов в 2015 г. стал самым богатым министром с доходом в полмиллиарда рублей. В последней декларации он указал два автомобиля Mercedes-Benz, мотоциклы Harley-Davidson, Ducati и Yamahа, а также вертолёт. Теперь же бывший самый богатый министр покинул Россию.

 

А ведь не так давно в интернете появилась информация о пресс-секретаре президента, пристроившем всё своё многочисленное семейство по заграницам. Дети с иностранными именами и иностранными же гражданствами, жёны с многомиллионными объектами недвижимости – второй человек в государственном аппарате и не думает скрывать, что «эта страна» для него чужая. Так о какой же «национализации элит» можно говорить после этого?

 

По сути, сообщения эти означают крах ещё одного государственного проекта, а именно – проекта «национализации элит». За все семь лет власть так и не сумела сформировать национально ориентированную элиту, отношения которой к родной стране определялось бы не желанием обогащаться всеми возможными способами, а стремлением работать на общее благо. Элита даже в лице чиновников самого высокого ранга не воспринимает Россию как комфортную для себя страну, не говоря уже о чём-то большем. «Эта страна» не близка им ни культурно, ни психологически, ни как бы то ни было ещё – даже детей они называют иностранными именами, а потому государственные мужи и не стремятся к созданию условий, в которых бы она смогла вернуться хотя бы к советским показателям. Сегодняшние разговоры о развитии и многообещающем росте экономики на 2% напоминают разговоры о 1913 г., когда Россия якобы была самой быстро и успешно развивающейся страной. Вот только обычно забывают добавить, что страны-лидеры настолько оторвались от России, что догнать их теми же темпами было почти нереально. Вот и сегодня: стоит ли судить о развитии страны по статистическим показателям, если, например, в рейтинге самых мощных суперкомпьютеров мира российские разработки заняли лишь три места – 63-ю, 227-ю и 412-ю позиции. При этом российские суперкомпьютеры на 99% состоят из импортных комплектующих. Сегодняшний показатель развития – это именно технологии. Наличие суперкомпьютеров говорит о возможностях страны, об её потенциале, о финансовых, энергетических и кадровых ресурсах. Сегодня страны с развитыми технологиями используют суперкомпьютеры для увеличения точности метеопрогнозов, медицинских диагнозов, для разработки новых материалов и лекарств, для моделирования работы новой техники, для контроля над вооружением и моделирования работы мозга и т.д. и т.п. Важно именно количество машин в стране и их доступность, поскольку чем больше организаций могут получить доступ к вычислительным центрам, тем больше задач будет решено качественно и быстро. В современном мире всё решают технологии, технологический отрыв от конкурентов – это залог лидерства и развития страны. На этом фоне обещания 2% экономического роста выглядят каким-то издевательством. Впрочем, всё это совершенно закономерно – какие могут быть технологии, если у министров дома в Тоскане? Зачем им технологии, когда задача в другом – собрать сумму и уехать туда, где с технологиями уже всё в порядке.

 

Власть потерпела очередное фиаско, в очередной раз убедив народ в своей неспособности обеспечить современное полномасштабное развитие страны. Да, эта власть сумела устроить передышку после 90-х, сделать так, что зарплаты и пенсии стали выплачиваться раз в месяц, а не раз в год, восстановить армию и вернуть в Россию Крым. Но, похоже, на этом её потенциал иссяк. Не может она обеспечить развитие страны или не хочет – не имеет уже никакого значения.

 

2019

 

Нравится
 
Создание сайта - Vinchi & Илья     ®© Светлана Замлелова