На главную Переводы Переводы с болгарского Панко Анчев
2

Панко Анчев. Тайна человека как тайна истории. О книге Бориса Тарасова «Тайна человека и тайна истории. Непрочитанный Чаадаев, неопознанный Тютчев, неуслышанный Достоевский», - СПб.: Алетейя, 2012.

«Тайна человека и тайна истории. Непрочитанный Чаадаев, неопознанный Тютчев, неуслышанный Достоевский», - СПб.: Алетейя, 2012Светлана Замлелова

 

Одной из главных и непреодолимых бед современного литературоведения является определение литературы как «текста», который существует сам по себе и который следует просто читать, а не искать в нём скрытые смыслы. Но литература не возникла сама по себе и не существует сама для себя, она прочно связана с породившим её народом, она служит обществу и истории. Другими словами, подобного рода утверждения имеют исключительно идеологический смысл и нацелены на то, чтобы ввести литературу в сферу некоего нового «чистого разума», обесценить её влияние на человеческое сознание, сделать её предметом забавы, отдать на потеху человеческому безразличию и гедонизму.
Литература всегда была (да и сейчас, вопреки всему, ещё остаётся) формой самопознания человека, свидетелем его преображения в истории, выразителем общественных идей. Именно поэтому всё, что происходило в истории, запечатлевалось в литературе, отображалось в ней и объяснялось ею. То, что мы называем «тайной истории», может быть найдено и растолковано в литературе. Но эта «тайна» проливает свет и на саму литературу, объясняет её своеобычие. Проблема в том, что мы можем читать и интерпретировать литературу, нарушая при этом соотношение между её своеобразием, как проявлением таланта писателя, и зависимостью от исторических процессов, влияющих на развитие литературы. Соблюдение этого соотношения необходимо, дабы не абсолютизировать отдельные особенности литературы в ущерб другим, и не создавать искривлённого или неполного представления о сущности литературы.
Борис Тарасов – литературовед, одарённый способностью прочитывать точно и всесторонне как отдельное литературное произведение, так и творчество писателя в целом. А прочитывать точно и всесторонне значит находить человека в литературе. По тому, как писатель изображает человека, как понимает его и в чём видит его призвание, можно судить о характере времени и общества. Но и литературоведческий подход, и результаты его приложения также характеризуют время. Литературовед тоже свидетель эпохи и выразитель общественных идей. Кроме того, он сам формулирует эти идеи.
Новая книга Бориса Тарасова называется «Тайна человека и тайна истории». Проблема исследования вынесена в заглавие. Но дополнительно в подзаголовке автор привёл уточняющие характеристики писателей, на примере творчества которых будут отображаться его выводы: «Непрочитанный Чаадаев, неопознанный Тютчев, неуслышанный Достоевский». Все три писателя хорошо известны и изучены литературоведением и философией. Но великий писатель неисчерпаем. Он даже не может быть полностью прочитан, услышан и познан, потому что каждое новое время и каждый новый исследователь обратятся к нему со своих позиций, чтобы вместе с ним попытаться отыскать «абсолютную истину» человека и истории. Величие художника заключается в том, что в каждую новую эпоху он бывает заново прочитан. И открывая заново великого художника, эпоха наилучшим образом проверяет себя. По тому, какие писатели и мыслители прошлого выходят вперёд и удостаиваются нового прочтения, можем мы судить об эпохе, об её возможностях и устремлениях, о способности обустроить мир и развитие человека.
Я всегда удивлялся, почему Россия, породившая таких великих мыслителей и пророков, как Чаадаев, Тютчев и Достоевский, весьма настойчиво и убедительно предупреждавших россиян о подстерегающих их опасностях, не прислушалась к ним, повторяя все те ошибки, от которых предостерегали мыслители. Об этом много раз я говорил с самим Борисом Тарасовым. У нас, болгар, – говорил я ему, – не было таких великих мыслителей, как у вас, и нам простительны блуждания и ошибки. Но для меня загадка, почему вы, так щедро одарённые гениями, переживаете те самые катаклизмы, о которых ваши гении предупреждали вас. Думаю, что в новой книге Борис Тарасов попытался ответить на мой коварный вопрос. Хотя почему мой? Этот вопрос задаёт история, неустанно ожидая ответа.
И Чаадаев, и Тютчев, и Достоевский – свидетели и мыслители эпохи великих свершений, эпохи радикальных экономических и общественно-политических реформ в русском обществе. Начавшиеся при Петре I во второй половине XIX в. эти реформы набрали скорость и встали на путь пугающих революционных преобразований. Вышедшие из Европы либеральные идеи нашли тёплый приём у части интеллигенции и скоро, вопреки сопротивлению остальной части, распространились повсеместно. Испытанию подверглась цивилизационная сущность России. Именно против русской цивилизации направлены либеральные идеи, предлагающие европейские капиталистические стандарты. «Удобная жизнь», как считал Ф.М. Достоевский, это носитель болезней, это угроза существованию России (и православному славянству). Основой русской цивилизации является Православие с его высокими нравственными ценностями, требованиями, предъявляемыми к морали и общественному устройству.
П.Я. Чаадаев, Ф.И. Тютчев и Ф.М. Достоевский не просто показали несостоятельность европейских либеральных ценностей и невозможность их применения в России, но и предупреждали о таящемся в них зле. Но чем же опасны эти «ценности»? Борис Тарасов аргументированно и справедливо утверждает, что, прежде всего, они разрушают сам образ человека, наделяют человеческую личность качествами, которые разрушают её, а заодно разрушают общество, превращая его в безвольный организм, неспособный сопротивляться злу. Зло подменяет добро, между ними размывается граница – и всё для того, чтобы посеять смуту в человеческом сознании, заставить человека усомниться в правильности Божественного учения.
Три великих русских писателя и мыслителя предупреждают, что путь, по которому движется Европа и на который толкает Россию проевропейская интеллигенция, ведёт в никуда. Как пишет Б.Н. Тарасов, начало этот путь берёт в эпохе Возрождения. На мой взгляд, это очень верное суждение, хотя в иных исследованиях по философии истории об этом пишется ещё слишком робко и даже неуверенно. Но необходимо, чтобы философия, литературоведение, историософия трезво взглянули бы на период Ренессанса – и не только в западноевропейском, но и в любом его национальном проявлении, – как на период, когда были заложены начала духовного упадка и разложения личности и общества. Вот тогда станет ясной роль буржуазии и капитализма вообще в истории человечества. Необходимо переосмысление эпохи Возрождения не с точки зрения материализма, который уже дал чрезвычайно высокую (хотя, на мой взгляд, и несправедливую) оценку Ренессансу, но с русско-православной точки зрения, ориентируясь на нравственную проблематику, на понимание человека, предложенное эпохой для всего человечества. Думаю, что Б.Н. Тарасов, анализируя идеи Чаадаева, Тютчева и Достоевского, открывает именно ту дверь, за которой следует искать истину.
В своём исследовании Борис Тарасов ищет решения научных проблем в области литературоведения, истории и философии, но книга его адресована не просто узкому кругу учёных. Это разговор по душам с современниками, попытка рассказать о возможности разрешить мучительные, неразрешимые, казалось бы, вопросы. Ответы на все эти вопросы содержатся в русской литературе и философии, в творчестве П.Я. Чаадаева, Ф.И. Тютчева и Ф.М. Достоевского (а также и профессора Б.Н. Тарасова). Их прекрасно сформулировали великие мастера. Но человеку необходимо разобраться во всём, всё осознать. Б.Н. Тарасов – опытный помощник и советник в этом трудном, но необходимом всем нам деле осознания тревожных истин нашего времени.

 

2012

Нравится
 
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Создание сайта - Vinchi & Илья     ®© Светлана Замлелова