На главную Публицистика Политика
2

Исключительный национальный интерес

Северное сияние.jpg

Светлана Замлелова

 

 

После войны сложилась международная традиция: в последний день лета отмечать память Полярных конвоев. Именно в этот день, 31 августа 1941 г., в Архангельск прибыл первый конвой союзников «Дервиш», доставивший в СССР товары для фронта и тыла. Поставки по ленд-лизу осуществлялись и через Атлантику и Персидский залив в Иран, и через Тихий океан в Дальневосточные порты. Но путь через северные моря был самым коротким, хотя и самым опасным – немецкая авиация и подводные лодки базировались в Норвегии, почти на пути следования кораблей союзников. И всё-таки за пять военных лет полярные порты приняли сорок конвоев. Только в 1941 г. в СССР северным путём было доставлено более ста пятидесяти тысяч тонн грузов, а вывезено в Великобританию и США – почти сто сорок тысяч тонн древесины, руды, химикатов. Несмотря ни на что арктический путь оказался и важным, и эффективным.

 

По традиции, в конце августа – начале сентября собираются в разных странах ветераны Полярных конвоев, вспоминая приход «Дервиша» в Архангельск и последующие за ним конвои, отдавая дань памяти всем, кто погиб в северных морях. Особо вспоминается печально знаменитый конвой PQ-17, в котором из тридцати семи судов погибло двадцать три. Кстати, PQ – так обозначали конвои, следовавшие в СССР, те, что шли в обратном направлении именовались QP. Обозначение это возникло случайно, по инициалам офицера британского Адмиралтейства P.Q. Edwards`а. С конца 1941 г. конвои стали обозначать литерами JW и RA соответственно.

 

Торжественные и памятные мероприятия прошли и в 2016 г., в год семидесятипятилетия начала Великой Отечественной войны и прибытия «Дервиша» в Архангельск. Правда, и тут дали о себе знать натянутые отношения с бывшими союзниками. Так, например, вместо поздравлений ветеранам конвоев американские издания разразились сетованиями на собственное отставание в освоении Арктики. The New York Times считает, что борьба за Арктику станет в скором времени основанием для новой холодной войны. Противостоять, разумеется, придётся России, которая, как уверяет американское издание, в Арктику не просто вернулась после длительного перерыва, но и заметно обогнала Соединённые Штаты, подав к тому же заявку в ООН на расширение границ континентального шельфа в Арктике за счёт присоединения хребта Ломоносова и других участков дна Северного Ледовитого океана.

 

О том же сокрушается и Business Insider, ссылаясь на генерала П. Сельва, по мнению которого, США следует обратить более пристальное внимание на Арктику, а также на два американских ледокола против двадцати российских. Business Insider уже не первый раз ужасается российскому присутствию в Арктике. В прошлом – 2015 – году издание разахалось по поводу обустройства Россией новых военных баз на Крайнем Севере. Не за горами, считает Business Insider, то время, когда российское присутствие в Арктике сравняется с советским, времён холодной войны. По данным Геологической службы США, в зоне Северного Ледовитого океана располагается более 20% мировых запасов углеводородов. И очень скоро, уверяет Business Insider, за эти проценты разразится нешуточная битва. Тем более что тающие льды открывают доступ не только к залежам ресурсов, но и к незамерзающему больше половины года морскому пути, кратчайшему из Атлантики в Тихий океан.

 

Не остался в стороне от этих ахов и американский онлайн-журнал We Are The Mighty, заверивший читателей, что для войны во льдах Россия подготовлена значительно лучше США.

 

Казалось бы, какое дело США до освоения Россией своих заполярных территорий? И почему Америка должна осваивать Арктику наравне с Россией, когда площадь полярных владений США составляет 0,126 млн. кв. км., а площадь российской арктической зоны – 5,8 млн. кв. км.? Не довольно ли будет с них нефтеносного Персидского залива, где, несмотря на удалённость, они и так неплохо освоились?

 

Американцы не раз высказывались в том смысле, что Арктика должна остаться местом международного сотрудничества и что Россия не может претендовать на северные богатства, которые ей не принадлежат. Дело в том, что в 20-е гг. XX в. сложилась норма распределения полярных территорий по секторальному принципу. Основанием такого сектора служило побережье того или иного государства, а боковыми линиями – меридианы от Северного полюса до государственной границы. В связи с этим территорией СССР считался весь сектор от северного побережья СССР до Северного полюса. Но Конвенция ООН по морскому праву от 1982 г. предложила другие принципы организации границ. Конвенция установила, что суверенитет прибрежного государства распространяется на двенадцатимильную зону территориальных вод, а двести миль, отсчитываемые от исходных линий, объявляются исключительной экономической зоной. Всё остальное принадлежит человечеству, и любое государство может претендовать на разработку там шельфа.

 

В 90-е гг., когда Россия, пребывавшая в летаргии, Арктику забросила, туда, как стая голодных волков, немедленно устремились «западные партнёры». Только в 1998 г. США, Норвегия и даже Германия, никогда не считавшаяся арктической державой, предприняли порядка десяти экспедиций вдоль границ двухсотмильной экономической зоны России. А в 1999 г. на территории Норвегии прошли масштабные учения НАТО, причём отрабатывались действия в конфликте из-за континентального шельфа. Учитывая, что из арктических государств к Североатлантическому альянсу не принадлежит только Россия, догадаться, кто подразумевался под потенциальным противником, совсем несложно. Тогда же всё громче стали звучать разговоры о необходимости «интернационализировать» Северный морской путь и создать для управления им некий трансарктический консорциум.

 

К счастью, до этого так и не дошло. Северный морской путь остаётся пока российским, и даже более того, сегодня Россия претендует на расширение своей арктической территории на 1,2 миллиона квадратных километров. Дело в том, что в Конвенции 1982 г. есть важная деталь. Двухсотмильная зона устанавливается в том случае, когда подводная окраина материка на это расстояние не простирается. Если шельф является продолжением континентальной платформы, то ограничения отодвигаются на триста пятьдесят миль. Вот именно поэтому в 2015 г. Россия направила в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявку. «Заявка Российской Федерации на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане исходит из научного понимания, что составные части Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий, а именно хребет Ломоносова, поднятие Менделеева-Альфа, Чукотское поднятие и разделяющая их котловина Подводников и Чукотская котловина, имеют континентальную природу своего образования», – говорится в представлении.

 

Когда-то в Арктику устремлялись романтики, открыватели новых земель и исследователи новых путей. Г.Я. Седов погиб, стремясь опередить Амундсена, чтобы российский флаг появился на Северном полюсе раньше норвежского. Но сегодня энтузиасты и романтики не главные. Когда-то они только готовили почву, предрекали как Ломоносов, что «российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном»; описывали моря и берега как Лаптев; искали полезные ископаемые как Русанов. Но настало время, и в Арктику вслед за исследователями вошёл капитал. Подготовка закончена, наступает время дележа. А делить, как известно, есть что.

 

Арктика – это настоящая кладовая. Это углеводороды, рыба и олени, это кратчайший путь из Европы в Америку – своего рода Босфор, это запасы золота и алмазов, платиновых металлов и марганца, угля, никеля, вольфрама и апатита. Это, наконец, место базирования военно-морских сил. И всё же для России, помимо экономики и геополитики, Арктика имеет совершенно особое значение. Победа, Космос, Арктика – если уж эта триада не может считаться национальной идеей, то национальным приоритетом и достоянием очень даже может. Освоение русской Арктики началось не сегодня и не вчера. Побережья Белого и Баренцева морей славяне заселили ещё в XI-XII вв. Потом поморы ходили к Новой земле и Шпицбергену (Груманту), через Карское море и Обскую губу – в город Мангазею на реке Таз. В XVII в. С.И. Дежнёв описал свой поход из Колымы вокруг Чукотского полуострова, доказав существование пролива между Азией и Америкой. В XVIII в. экспедиции В.И. Беринга и А.И. Чирикова, а после – Х.П. Лаптева исследовали восточное побережье Северного Ледовитого океана, описав Таймыр, Аляску, Алеутские и Командорские острова. Тогда же М.В. Ломоносов обосновал необходимость освоения морского пути от Архангельска до Камчатки. С этой целью была предпринята экспедиция В.Я. Чичагова, не увенчавшаяся успехом, но положившая начало освоению кратчайшего перехода из Европы в Америку. В те далёкие годы Арктика действительно напоминала космос: пробиться туда было непросто, существовать там – ещё сложнее.

 

Только в конце XIX в. Россия приступила к созданию собственного арктического флота: в 1899 г. в Англии был построен линейный ледокол «Ермак», начинавший плавать под командованием адмирала С.О. Макарова и прослуживший вплоть до 1963 г. В начале XX в. одна за другой отправлялись в Арктику исследовательские экспедиции, как, например, пропавшая экспедиция Э.В. Толля (1900 – 1902), целью которой было исследование Новосибирских островов. Или также погибшие экспедиции В.А. Русанова, Г.Л. Брусилова, Г.Я. Седова, начавшиеся, независимо друг от друга, летом 1912 г. В.А. Русанов, исследовавший месторождения Шпицбергена, намеревался потом «широко осветить, быстро двинуть вперёд вопрос о Великом Северном морском пути в Сибирь и прийти Сибирским морем из Атлантического в Тихий океан», но судно его «Геркулес» погибло во льдах Карского моря. Пройти Северным морским путём предполагал и Г.Л. Брусилов, чья шхуна «Св. Анна» вмёрзла в ледяное поле Карского моря и была затем отнесена дрейфом к Земле Франца-Иосифа. Из всей экспедиции спаслись несколько человек, покинувших шхуну и добравшихся до южной оконечности архипелага, где их подобрал «Св. Фока» – корабль погибшего Г.Я. Седова. Сам Г.Я. Седов стремился попасть на Северный полюс раньше Р. Амундсена. В докладной записке он писал: «Амундсен желает во что бы то ни стало оставить честь открытия Северного полюса за Норвегией, а мы пойдём в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг». До полюса Г.Я. Седов не дошёл, потому что погиб в пути, но то, что русские способны на подвиг, доказал вполне. 

 

Счастливой оказалась экспедиция Б.А. Вилькицкого (1913 – 1915), впервые преодолевшая Северный морской путь с востока на запад с одной зимовкой и совершившая крупнейшее географическое открытие XX в. – был открыт архипелаг Северная Земля, названный первооткрывателями Землёй Николая II.

 

Россия вернулась в Арктику вскоре после Гражданской войны. Освоение Севера пошло семимильными шагами, а за Арктикой закрепилась романтическая слава. Даже первыми героями Советского Союза стали лётчики, спасатели челюскинцев.

 

Чкалов, Шмидт, Папанин… Имена советских полярников гремели на весь мир. А кто не слышал тогда о ледоколе «Красин», спасшем экспедицию У. Нобиле?.. Вся планета наблюдала, как советские учёные, лётчики, моряки боролись и искали, находили и не сдавались. Кстати, книга В.А. Каверина «Два капитана», появившаяся в 1944 г. на волне популярности арктической темы и оказавшая огромное влияние на советскую молодёжь, вобрала в себя истории Русанова, Брусилова и Седова.

 

После войны на Север ехали за романтикой и «длинным рублём», находя беспрепятственно и то, и другое. Сегодня туда потянулись пресытившиеся южными видами туристы. Ростуризм уверяет, что арктические круизы могут превратиться в доходную отрасль, ведь Северу есть, что показать: полярное сияние и белые медведи, незаходящее солнце и нескончаемая ночь, берёзы, расстилающиеся у подножья грибов и бруснично-морошковые заросли, ненцы в малицах и олени с грустными глазами, грибы, среди которых нет ядовитых, и рыба, ловить которую впору ведром – ничего похожего нигде в мире не встретишь. Да и против такой «интернационализации» возражать не приходится, тем более что пока приезжают в основном иностранные туристы.

 

Арктика досталась России в прямом смысле потом и кровью, а потому «интернационализировать» Север значило бы примерно то же самое, что отказаться от Победы и Космоса. Но стоило бы думать не только о том, как превратить Арктику в коммерчески выгодный проект, но и о том, чтобы вернуть её в русское самосознание. Ведь Арктика для России – не просто хранилище богатств, не просто пушнина и рыба, нефть и золото. Это, прежде всего, лучшие люди и великие свершения. Это примеры для подражания – примеры самоотверженности и целеустремлённости, мужества и воли; это понимание себя, видение своего места в истории. Арктика – до сих пор ещё малоисследованная земля для кино и литературы, богатая сюжетами не меньше чем рыбой. И опять же: в одном ряду с Победой и Космосом Арктика может дать богатый материал для патриотического воспитания.

 

Если уж Россия возвращается на Север, то не пришло ли время вспомнить его героев, не пришло ли время объявить Арктику зоной исключительных национальных интересов.

 

2016

 

Нравится
 
Комментарии
qlgahtah
2016/10/03, 15:44:23
Арктика для России - это, кроме всего, люди, способные и желающие жить в высоких широтах, люди, прибывшие сюда жить, а не только денег заработать. Сохранение этого населения и его увеличение выглядит важной задачей, которая обеспечит достижение цели - освоения Арктики.
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Создание сайта - Vinchi & Илья     ®© Светлана Замлелова