На главную Книги

Светлана Замлелова. «Эдуард Стрельцов. Воля к жизни». – М.: Эксмо, 2020. – 304 с.

В издательстве «Эксмо» вышла книга Светланы Замлеловой «Эдуард Стрельцов. Воля к жизни», посвящённая легенде отечественного футбола. Казалось бы, о Стрельцове написано немало, но книга Светланы Замлеловой упорядочивает все известные факты о знаменитом футболисте. «Во всех биографиях Стрельцова освещение событий напоминает какой-то моток спутанной пряжи – концов не найдёшь. Оттого и нет цельного впечатления о человеке – как он менялся, что происходило с его внутренним миром в разные периоды жизни, в какой последовательности протекали основные или наиболее яркие события его биографии. Когда факты подаются не в той очерёдности, как они совершались на самом деле, невозможно правильно представить себе, как и чем они связаны. Получается какая-то игра в напёрстки: кручу-верчу, тебя запутать хочу. Именно такое впечатление оставляет большинство книг о Стрельцове. И увидеть человека, представить его портрет не получается. Мы попробовали выстроить события в ряд, отбросив лицеприятие и заинтересованность. И что же вышло?..» А вышло так, что многое о Стрельцове прозвучало впервые.

 

Пожалуй, впервые даётся объективный анализ событий 1958 г., из-за которых Эдуард Стрельцов оказался в тюрьме. Как правило, об осуждении Стрельцова пишут, как о следствии инсинуаций, несправедливых обвинений. В книге события рассматриваются отстранённо – без явного стремления оправдать или осудить любой ценой. На основе известных фактов и опубликованных материалов автор предлагает нестандартный взгляд на личность Стрельцова, а также анализ его жизненного пути, приведшего к драме. 

 

Биография советского центрфорварда даётся подробно, с фактами и цитатами хорошо знавших Стрельцова людей. Всё повествование подчинено строгой логике и содержит, по сути, историю о том, как, с одной стороны, тяжело бремя славы, которое не каждый в состоянии выдержать, а, с другой стороны, на что бывает способен человек, обретший душевную зрелость и мужество, готовый платить за свои ошибки и подняться со дна жизни для новых свершений. Впервые создан психологический портрет Стрельцова с учётом воспоминаний о нём, а также фактов его биографии, его семейных обстоятельств, условий взросления. Проводится интересная параллель с образом Дмитрия Карамазова из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». «Г.Д. Качалин говорил о Стрельцове: “Парень очень способный, но натура необузданная”. Другими словами, невоспитанная, неотёсанная, буйная. Вот и Митя такой же – добрый, способный, искренний, но распущенный, не в ладу со своими страстями, человек крайностей. <…> И не оттого ли, в частности, так полюбился России Эдуард Стрельцов, что воплотил он какие-то сугубо русские черты, сугубо русскую натуру, близкую и понятную народу не только в прекрасных, но и в безобразных своих проявлениях...»

 

Впервые предлагается объяснение причин активной реакции советских СМИ на происшествия со Стрельцовым. Принято называть эту реакцию «травлей», но в действительности именно в те годы в стране шла активная кампания по борьбе с влиянием Запада, с так называемой вестернизацией. В книге подробно рассматривается эта кампания, её причины и проявления, показано, что Стрельцов заинтересовал журналистов как представитель «золотой молодёжи»: «И замашки Стрельцова – кабаки, пьянки, особенно при необходимости соблюдения спортивного режима; а также дебоши и драки – указывали на него, как на представителя той самой “золотой молодёжи”».

 

Впервые разъясняется, что участие в деле Стрельцова ЦК КПСС не было «вмешательством сверху». Поскольку ЦК КПСС курировал большой спорт, то его участие в том, что касалось спорта, было не вмешательством, а обычным исполнением служебных обязанностей. На основе документов показано, что таким образом была в то время устроена управленческая система государства.

 

Автор предлагает оригинальную версию, объясняющую всенародную любовь к Стрельцову, а также рассматривает одного из лучших футболистов страны как ведущего актёра «спортивного театра», уподобляя игру Стрельцова искусству. Интересна и финальная мысль книги: «Пришло время переставить акценты. И вместо беспочвенных возмущений и бессмысленной ругани лучше напомнить о его широте и благородстве, о способности признать вину, о мужестве не роптать на судьбу и не винить никого в своих ошибках, о неизбывном желании остаться верным своему призванию и о силе духа, с какой преодолел он самые тяжёлые испытания». Светлана Замлелова предлагает взглянуть на Эдуарда Стрельцова по-новому, принять его таким, каким он был, не приукрашивая и не принижая жалостью его память.

 

Купить книгу

Комментарии
Светлана Замлелова
2020/11/18, 21:20:22
Кроме архива "Торпедо", советская пресса того времени. В газетах "Советский спорт", "Труд", местные газеты - о футболе много писали и комментировали матчи в газетах. В том числе, сообщали, кто получал предупреждение, а кого удалили с поля.
Светлана Замлелова
2020/11/18, 21:16:07
Нет, не придумала. Вы можете найти эту информацию в архиве "Торпедо". Да, буквально карточки появились с 70 г., в книге так условно называю "предупреждение" и "удаление".
Иван
2020/09/25, 13:22:56
Простите, конечно, но это туфта. На 20-й странице вы стараясь подчеркнуть хулиганистый образ Стрельцова пишите: "В статистической таблице игроков Торпедо за 1954 год, у Стрельцова - две желтые карточки". Дальше вы расписываете, что столтко же у еще одного игрока, а вот у остальных взысканий нет. Мне вот интересно, откуда вы взяли эту таблицу, если первые желтые картрчки в футболе появились 15 лет спустя? Это к вопросу о фактах или добросовестности. Вы это придумали?
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Создание сайта - Vinchi & Илья     ®© Светлана Замлелова