Ветви не могут изменить корням, а корни русской прозы известны: это корни, дающие высоту и силу литературным произведением, и, отрекаясь от созвучия с ними, литература бесплодна.
Светлана Замлелова в прозе своей именно питаема соками высоты, и, благодаря им – и, разумеется, собственному таланту – создаёт произведения интересной стилистической выразительности и языковой пластичности, значительно насыщенные интенсивностью психологических переживаний и своеобразной философией жизни.
Обнажая механизмы страстей, движущие людьми, и вскрывая суммы собственно самих страстей, Замлелова поднимает темы покаяния, бессмертия души, человеческого внутреннего бунта, хлебного, щедрого добра и антрацитового зла, и находит не тривиальные воплощения– решения этих тем: в социуме, в исторических параллелях и аллюзиях.
… «грамомудрые» Мироедовы, как окрестил их Илья Сергеевич, ярко и затхло представляют вариант «нового мещанства», плотно и прочно сформировавшегося в недрах кривого, постсоветского социума, раковой опухолью разъедающего постепенно данность…
«Пошлая история» именуется повесть, и коллизии её выстроены с блеском, несмотря на прогорклую низость человеческих душ.
Замлелова пишет поэтически выразительно, краски кладутся разнообразно, как будто с палитр нескольких художников, а впечатление создаётся цельное.
Ещё одна творческая ипостась Замлеловой – философия, она автор книг «Гностики и фарисеи», «Посадские сказки», где лабиринты мысли открывают новые световые повороты к высветлению вечных, болящих, саднящих, не имеющих решения проблем: однако, отсутствие решения таковых не исключает попыток прорваться к самым таинственным аспектам бытия.
Повесть «Иуда» также пропитана субстанцией мысли – коя, множимая на художественность, даёт весьма интересные варианты освещения пресловутого образа.
«Двадцать тысяч лун сменилось, а душа моя скорбит смертельно, и нет мне покоя ни на мгновенье. Имя моё леденит уста говорящего и колет ухо слышащего, образ мой гаже осьминога, едче скорпиона. Проклят я от Бога и среди людей, но не одинок я в мерзости своей…»
Звучит мощно и страшно, по-библейски выразительно, и если и давит сознание современников – так ведь и следует на него воздействовать сильно: чтобы не коснело в бесконечном круговороте суеты.
Светлана Замлелова интересна и как литературный критик: в мире слоящихся миражей и ложных авторитетов, в литературном пространстве, заливаемым гнойной пошлостью и заполняемым бесконечными филологическими игрищами, Замлелова точно обладает вкусовым камертоном, позволяющим давать оценки точно, ярко, умело…
Позитивный, световой заряд книг Замлеловой, исполненных в разных жанрах, очевиден – как и то, что добавляя света в нашу реальность, они – и эстетически, и этически – несколько уменьшают количество несправедливости и дурошлёпства в оной…
2019
Александр БАЛТИН – член Союза писателей Москвы, автор 44 книг, свыше 2000 публикаций в более, чем 100 изданиях России, Украины, Беларуси, Башкортостана, Казахстана, Италии, Польши, Словакии, Израиля, Якутии, Эстонии, США, лауреат международных поэтических конкурсов, стихи переведены на итальянский и польский языки.
Газета «Литературная Россия» № 2019 / 40, 01.11.2019. |