Об авторе мы ровным счётом ничего не знаем. Таковы правила игры. О причинах возникновения таковых правил можно узнать из «Рассказа с продолжением». Начинающий литератор Ниночка Собакина никак не может взять в толк, отчего в журналах публикуют тексты заведомо более слабые в художественном отношении, нежели её творения. Визиты в редакции ничего, кроме огорчения не приносят: « - А зачем вы в литературу-то лезете?… Ну, не ваше это, поймите… Не ва-ше!...» И тогда Ниночка решается на дерзкий эксперимент. В очередной раз получив редакционный «отлуп» вместе с набранным текстом рассказа, Ниночка покидает литературный мир «в хорошем расположении духа. Ей было смешно и самую капельку грустно. Грустно оттого, что вокруг так много глупых и самодовольных людей. А смешно… В руках Ниночка держала набранный ею две недели тому назад рассказ А.П. Чехова "Марья Ивановна"». Это «вокруг так много глупых и самодовольных людей» стоит отметить особо. Как один из принципов, подвигающих начинающего литератора к созданию собственных текстов, он вполне имеет право на существование. Обида на мир диктует детское: «вот умру, тогда пожалеете, заплачете, да будет поздно». Затем юношеское: «вот напишу что-нибудь гениальное, дадут мне посмертно Нобелевскую премию, тогда-то и узнаете». И более взрослое: «Да вы знаете, с кем имеете дело?!» Типаж клонирует себя, ничуть не совершенствуясь в познании себя и мира. Вот и Светлана Замлелова отдаёт дань настроению обиды. И тогда появляются рассказы «Свадьба», «Новообращённая», «Дурочка». Написанные в реалистической манере, составив отдельный сборник, они бы определённо работали против автора. «Раздражённая» проза «раздражённого» автора ничего, кроме раздражения же у читателя не вызовет. Из этого тупика для человека и литератора есть выход. И Светлана Замлелова, кажется, вовремя его обнаружила. Не без помощи великой русской литературы. Гоголь, Чехов, Зощенко дали блистательные образцы противостояния пошлости, глупости и пустой самовлюблённости. Ряд рассказов из сборника: «Коварная Люська», «Случай в бане», «Семейная драма», «Бедная родственница», «Занавески» - Зощенко. Причём, автор этого и не скрывает. И значит, попутно решает и ещё одну задачу – осваивает приёмы, наработанные до неё мастерами. Кстати, копировать манеру Зощенко очень непросто. Именно – копировать, а не подражать. «Бани у нас, граждане, завсегда служили объектами насмешек. Про них завсегда разные там сатирические повести писали. Высмеивали, значит, банные порядки. Это, конечно, что касается общественных бань. Городских. А то теперь таких бань понастроили, что смеяться не захочется. В такой бане, граждане, главное – это своего достоинства не уронить. Тут уж не до смеху. Тут уж гляди, чтоб спина ровная, а ноги бритые. Поскольку публика в таких банях уж больно элитарная подбирается». Так начинается рассказ «Случай в бане». Так живописец, следуя по пути совершенства, копирует картины старых мастеров. И они в ответ, видя старательность, готовы расщедриться. Чехов не поскупился, поделился с юным коллегой... Чеховское и в «Анамнезе», медицинская тема - в «Разочаровании». В «Кольце» так и вообще прямая цитата из «Вия» Н.В. Гоголя. Кажется, не обошла она вниманием и такую не очень популярную, незаслуженно, нынче фигуру, как Гиляровский. И тогда появляются зарисовки «Московские типы». И как кульминация творческого развития Светланы Замлеловой, как сплавление всего ранее обретённого – рассказ «Правда». Здесь простота и ясность изображения, спрятанная усмешка, и уже не обида на никчёмность людей и несовершенство мира, а жалость к его обитателям. Это и есть авторская мудрость и показатель его ответственного отношения к слову. Игра, как мы и обещали, шла в тёмную. Мы ничего не знали об авторе. Неизвестна нам и хронология появления на свет её рассказов. Предпринятый анализ опирался исключительно на представленные тексты. Так, собственно, и должно быть. Так появляются новые имена. 2005. Александр ЯКОВЛЕВ - писатель, журналист.
|