Заголовки рассказов С.Замлеловой чаще всего краткие: «Поцелуй», «Муся», «Лугин и бесы» и т.д. Порой что-то лирично-бытовое звучит в этих немудреных заголовках, однако их простота заголовка, как правило, обманчива. Читателя в каждом рассказе, как правило, ждет сюрприз, неожиданные сюжетные и психологические приемы. К «женской», условно говоря, прозе я всегда относился с прохладцей, избегая подробных описаний ничтожных чувств и первых попавшихся на глаза предметов. Проза С. Замлеловой в этом смысле – редкое и приятное исключение. Соответствует настроению книги и довольно-таки загадочный заголовок книги – «Гностики и фарисеи». Кто же они такие, эти самые гностики? Согласно Википедии «в основе гностицизма лежит представление о падении души в низший, материальный мир, созданный демиургом — низшим божеством. В дуалистической мистике гностицизм рассматривается как греховное и злое начало, враждебное богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам… Для гностицизма характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонических властителях, препятствующих искуплению. Движение и его литература были по существу стёрты с лица земли к концу V столетия христианскими борцами с ересью и римской армией. Однако гностические верования в настоящее время испытывают возрождение во всём мире». С. Замлелова умеет рассказать о простых вещах так, обнаружить в них тайну многих вещей, приоткрыть завесу сложных человеческих взаимоотношений. «ПРОСТОЕ» ЧУДО ДАРОВАНО НЕ ВСЕМ В рассказе «Неприкаянность» мы видим двух молодых людей, решивших поселиться в глухом полузабытом селе, где живут в основном старики, здесь есть и свои скромные достопримечательности, колоритные персонажи, здесь вновь открылась церковь, которая оживила заглохшую жизнь села. Но вот однажды появились в селе два молодых незнакомых человека. Читатель заинтригован не меньше местных жителей: в чем причина такого события? Первым приходит навестить молодых людей местный пожилой батюшка, духовный наставник жителей села. И все же странное решение для выпускников МГУ – идти, так сказать, в «народ». Один из молодых людей, Александр, в свое время участвовал в движении диссидентов, боролся за «свободу слова» и т.д. В советские времена он чувствовал себя вовлеченным в важные исторические процессы, участвовал в «кухонных» спорах славянофилов и «западников», принимал на веру наивные рассуждения праздных людей о «путях России» и всего прочего мира. Прошли годы, ситуация в стране изменилась, некоторые диссиденты уехали на Запад, другие нашли более интересные занятия, нежели дискуссии по ночам за чашкой чая. Художественная фантазия автора тесно переплетена с недавними историческими событиями. Читая эти рассказы, можно понять, как за последние годы и десятилетия изменились люди, их характеры и взгляды, показана «эволюция» диссидентского движения от противостояния советскому государству в сторону «духовности» времен перестройки. Мягкий юмор, с которым С.Замлелова изображает своих персонажей, позволяет читателю с улыбкой взглянуть на недавнюю эпоху «борьбы за демократию и права человека», а также на типичных представителей той эпохи. Когда страна трещит по швам, увлечения йогой уже не спасают от душевной хандры и бесперспективной жизни. Потерял интерес к жизни и главный герой рассказа Александр Симанский. Как некогда платоновский Макар усомнился в правильном ходе построения социализма, так и Симанский разочаровался в своем диссидентском призвании. Его неожиданно «потянуло» в деревню, к простым людям, вместе с собой он взял такого же неприкаянного и безвольного парня по фамилии Чудомех. Идеализируя сельский труд, уклад деревенской жизни, приятели пытаются обосноваться на новом месте. Местные жители смотрят на них как на чудаков. Чего им не хватало в насыщенном соблазнами городе? Неужто они и в самом деле поверили, что в глуши – «настоящая» жизнь? Ответы на эти вопросы придут позже, а пока молодые ребята считают себя вполне «русскими мужиками», охотно берутся за дела по хозяйству. Между делом парни выпивают с местным алкоголиком, ходят с ним на рыбалку, участвуют в сельских похоронах. Постепенно Симанский начинает тосковать: здесь, в деревне одни и те же лица, в основном старушки в нелепых одеждах, один и тот же пейзаж… С помощью своей публичной проповеди, обращенной во многом именно к Семанскому, о.Петр пытается вразумить молодого человека, приглушить в нем так называемую «самость», помочь уйти с дороги эгоизма и самолюбования. К общему унынию молодых людей добавляется горечь и обида -- украли сено, которое они успели накосить. Вдобавок кто-то унес со двора новые ведра. Кроме дров, других припасов к зиме у новичков нет. Думы о хозяйстве и бытовых нуждах нагоняют на них скуку. Симанский не выдерживает и возвращается в Москву, где, по слухам, начинает издавать оппозиционную газету. В деревню он больше не возвращается. А вот с виду безвольный Чудомех сумел изменить свою судьбу, он женился на вдовой фельдшерице, нашел в ее лице свою вторую половину, они вдвоем посещают церковь. За его будущее можно не волноваться. В итоге читатель понимает, что путь к храму, к истинной жизни нелегок и непрост… И здесь много зависит от самого человека. ПУТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБЛОМОВЫХ Новый тип современного «Обломова» показан в рассказе «Василий Иванович». Это персонаж из разряда «скучающих» людей, заливающих скуку алкоголем. Василий Иванович с детства мечтал о «великом и прекрасном», однако мечты со временем улетучились, а «счастье» вдруг обнаружилось на дне бутылки. Окружающая жизнь кажется алкоголику скучной и бесцветной, неясной в перспективах, и даже неприятной. Что же делать? Герой рассказа пытается лечиться постом и «тихой» молитвой -- бесполезно… На пьяной почве у несчастного Василия Ивановича возникает бред ревности, он бьет жену, пугает детей… Редкие трезвые недели и месяцы также его не радуют. Жизнь не задалась, нет у Василия Иванович ни работы, ни друзей. Себя виновным он, разумеется, не считает. Постепенно его начинают одолевать кошмары, галлюцинации. Главный персонаж его бредовых переживаний – незнакомка в белом, она же мечта всей его несостоявшейся жизни. Читатель видит финальный танец Василия Ивановича, впавшего в «белую» горячку. Путей спасения для этого человека остается все меньше. Финал рассказа остается открытым, но уже всем понятно, что трагическая развязка этой истории близка… Рассказ «Бродяга» начинается вопроса, а что же такое скука? И откуда она берется? Всем, наверное, знакомо это не очень приятное состояние души, когда надо «подвигнуть» себя на мизерные обыденные дела. Читателя не оставит равнодушным эссе о бунте, поясняющее, что бродяги – это «диссиденты» и «глобалисты», люди, потерявшие чувство родины, у которых нет на родной земле настоящих корней. Это любители легкой поверхностной жизни и такой же легкой преходящей славы. Двадцать первый век «охолодил» диссидентство. Вместо диссидентов появились «глобалисты», цель которых сделать мир однородным, вненациональным. Некоторые наивные люди начинают думать: а не поискать ли счастья в какой-нибудь другой стране, где всё благополучно, где нет жуликов, где соблюдаются законы, применяемые независимо от чинов и званий? Перед взором читателя разворачивается история мытарств двадцатитрехлетнего парня по заграницам, где тот искал лучшей доли. Но не нашел там ничего, кроме разного рода страданий, как физических, так нравственных. Предыстория «эмигранта» типична для предперестроечных лет: Европа поманила парня не сразу – сначала менял значки на жвачку у иностранцев, затем продавал шапки за валюту. И вот результат -- уехал устраиваться на работу в Германию в качестве… няни. Дальнейшие приключения молодого человека могут составить основу полнометражного фильма – так стремительно развивается действие. Ему повезло, он остался живым и более или менее здоровым, выпутался из многих передряг… Мистический налет сохраняется в рассказе «Поцелуй». Рассказ небольшой по объему, но пересказать в нескольких словах его невозможно, он повествует о человеческой черствости, и в то же время о перековке человеческого характера в результате раскаяния. У каждого свой путь к Богу и нормальной жизни. Светлана Замлелова отлично владеет чувством юмора, и пользуется этим очень умело, ирония порой неразличимо вплетена в словесную ткань, она как бы остается за «кадром»: в диалогах персонажей, в изложении их судеб и т.д. Вот, например, рассказ «Муся». Молодой человек мечтает стать режиссером, и снять необыкновенный фильм, который сразу же его прославит. Кроме того он хотел бы встретить на своем пути необыкновенную девушку, которая станет подругой в его творческой судьбе. И он действительно встречает ее, хотя по внешним признакам это вроде бы и не она... Но в дальнейшем читатель убеждается – это все-таки, она, единственная и неповторимая! Он и сам он к ней привыкает, хотя и относится к своей подруге с изрядной долей высокомерия, хотя Бог подарил ему незаменимую подругу жизни, но, увы, Муся этого не только не ценит, но даже не сознает. Каким-то образом он все же становится студентом режиссерского факультета, но жизнь и учеба в Москве не прибавляют пареньку ни ума, ни авторитета. О собственной семье он и думать не желает, хотя и не против того, чтобы жить с этой девушкой популярным в наше время «гражданским» браком. Будущий «режиссер», от лиц которого ведется повествование, гордится собой, он опьянен мечтами, и сильно верит в собственное будущее. Вера эта, однако, не подкреплена ни талантом, ни, тем более, истинным творчеством. Молодой эгоист вполне доволен своей внешностью, ему кажется, что этого вполне достаточно, чтобы покорить Москву. Однажды будущий режиссер проигрался в казино. У него ни работы, ни доходов – лишь крохотная стипендия плюс редкие переводы от брата. Он рассказывает подруге о своей беде, девушка относит свои золотые вещи в ломбард, и выручает своего легкомысленного друга. Наш герой вновь ободрился, он мнит себя знатоком психологии женщин, своеобразным профессором в деле обхождения с ними… Постепенно и девушка распознает характер своего гражданского мужа, которого она теперь величает Мусей, это женское имя очень подходит этому безвольному, ни к чему не способному человеку. Читатель видит ее нарастающее разочарование в избраннике. Юная сожительница высмеивает идею будущего фильма Муси и предлагает сочинить сценарий по рассказу Бунина, она вовсе не так уж далека от искусства, как полагает будущий «режиссер». На время каникул Муся уезжает в родной городок, где встречает прежнюю возлюбленную, с которой изменяет своей подруге. Брат неожиданно перестает помогать Мусе деньгами, будущий режиссер впадает в депрессию. Подруга, как может, успокаивает несчастного Мусю. Наконец ему улыбается удача, он устраивается на работу, которая ему по душе. Чтобы проучить свою сожительницу он без всяких объяснений на время от нее уходит жить к знакомым. Тем временем и верная подруга ушла от него, их съемная квартира пуста…Муся он есть Муся! БЕСОВЩИНА В УМАХ И В БЫТУ «Лугин и бесы». Этот рассказ имеет налет мистики, однако читатель может извлечь из него несколько полезных уроков… Некто Лугин женился в тридцать четыре года на молодой девушке по имени Маша, которая внезапно умирает от сердечного приступа. Волков, приятель Лугина, будучи в советские времена атеистом и писавший на эту тему статьи, в разгар перестройки увлекся восточными духовными учениями, новые статьи его также пользуются популярностью. Постепенно увлечение спиритизмом переходит и к Лугину, который желает убедиться в том, что это всё обман, и сам, в одиночестве, проводит спиритический сеанс у себя дома. Ему удается установить спиритическую связь с умершей женой, о которой он сильно тоскует. Он находит убедительные доказательства того, что с ним, посредством карандаша и бумаги, общается именно Маша. «Мало-помалу сомнения его стали таять: Маша указывала ему на давно утерянные вещи… подавала советы как лучше вести дела и, следуя им, Лугин оказывался в выигрыше». Читателю становится ясно, что Лугин повредился умом, подтверждение тому – покушение на убийство пожилой женщины, которая считалась признанным авторитетом в деле вызова духов. Результат – психиатрическая больница для Лугина, а заодно и для местной спиритки Катерины Ивановны. Третий их коллега-спирит увлекся алкоголем и тоже оказался в «желтом» доме… Опасно человеку тревожить глубины собственной психики! МИСТИКА ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ Рассказ «Метаморфозы». Молодящая блондинка Наталья имеет странная хобби – искать объявления о продаже деревенских домов, затем осматривает эти дома, проводя таким образом свободное время, и даже находя в этом определенное удовольствие. Забавная на первый взгляд история имеет плачевные последствия – бандит, выдававший себя за «покупателя», принимает Наталью за богатую даму и убивает, надеясь овладеть деньгами, которых у нее Натальи нет… Мораль такова – не обманывай, и будешь жить долго и комфортно. Но суть рассказа глубже – эти странные поездки Натальи всего лишь попытки немолодой женщины вырваться из глубокого одиночества… Особенно ярко проявляется талант автора в тех произведениях, где она живописует душевное смятение человека, находящегося на грани жизни и смерти. Поздним зимним вечером старик Матвей возвращался из города в родную деревню. Вышел из автобуса, до родного дома рукой подать – осталось перейти через реку… Слово «река» часто приобретает роль некого символического рубежа, перехода человека из одного состояния в другое. Быстро наступает темнота, припозднившийся человек ускоряет шаг. Приметы на берегу знакомые, и в то же время настораживающие. Автор умело передает ощущение нерешительности, предчувствие трагедии, витающей в воздухе. Замешательство запоздалого путника передано в эпизоде, где старик останавливается, нерешительно оглядывается по сторонам. Затем отламывает кусочек горькой ветки дерева и зачем-то жует ее… Покурив и собравшись с духом, Матвей продолжает путь. Но в темноте человеком нередко управляет бес, и старику «вдруг» приходит в голову, что проще перейти реку не через мост, а напрямик, по льду. «Было тихо. Матвей слышал только скрип снега под валенками да редкий брёх собак из деревень. От мороза, он чувствовал, у него индевели брови, усы и борода, становясь жёсткими и холодными, слипаясь и стягивая кожу. Время от времени Матвей двигал бровями и вытягивал вперёд губы, силясь отделаться от неприятного впечатления». Кажется, и сам Матвей понимает, что поступает как-то не так, но машинально продолжает движение, такова уж человеческая натура. Чувство кожи, сжимаемой морозом -- в этом ощущении тоже есть нечто мистическое. И жизнь Матвея сжимается наподобие шагреневой кожи, он понимает это своим подсознанием. Мысленно Матвей уже дома, размышляет о том, что сказать жене… как вдруг происходит «непонятное и страшное» -- задумавшийся пешеход проваливается в прорубь. Читателю остается лишь в волнении гадать, спасется старик или нет? Сильное течение утащило его под лед, откуда невозможно выбраться, вдобавок мешают тяжелые валенки, холод ледяной воды сковывает тело, однако старик упорно борется за жизнь. Отчаявшись, он обращает свой вопль к Богу. И тут будто кто-то схватил его за волосы и вытащил прямо из проруби… Мораль: отклонение от привычной п р а в и л ь н о й дороги, ни к чему хорошему не приведет. Пенсионер, бывший архивариус Николай Макарыч всю жизнь прожил среди бумаг, он ведет размеренную жизнь: телевизор, газеты, скудные завтраки обеды и ужины. Старик неуверен в себе, всего боится и в результате постепенно сходит с ума. Страхи пожилого городского жителя типичны для нашего времени: он опасается уличного ограбления, потери паспорта, боится, что злые люди отберут у него квартиру. Даже поход в магазин кажется ему опасным мероприятием. Впору бы посмеяться над современным Акакием Акакиевичем, но, увы, читателю вовсе не смешно. Ведь то, что случилось с бедным пенсионером, может случиться с любым, даже с молодым человеком – в слишком опасную эпоху мы живем! Однажды по радио Николай Макарыч слышит голос, обращенный лично к нему. Пенсионер беседует с этим голосом, и вдруг узнает о том, что он находится под защитой некоей таинственной армии, и с тех пор старик перестает всего бояться, свободно гуляет по городу. Вместо страха у него проявляется болезненная смелость, пугающая прохожих – смелость сумасшедшего! В рассказе «Гностики и фарисеи» также происходят события мистического порядка. Богуслав Никадрыч, поклонник произведений М.Булгакова неожиданно попадает в лапы дьявольских сил, и по трагическому стечению обстоятельств попадает под колеса трамвая… Повествование переходит от одного небольшого сюжета к другому, все события в рассказе каким-то образом оказываются связанными с местом произошедшей трагедии. Рассказ «Иуда» воссоздает историю жизни человека, предавшего Иисуса. На каждой странице этого произведения много интересных и колоритных деталей из быта древних иудеев. Величественно и загадочно встает перед читателем фигура Христа. Скитаясь вместе с Галилеянином, Иуда забывает о богатой невесте, а также о возможности увеличения своих стад – реального богатства ветхого человека. Убедительно передана психология поступков главных персонажей евангельской притчи, читатель словно бы возвращается в те дни, когда люди верили в «умножение хлебов» и воскрешение мертвых. А еще мы видим чаяния простого народа, надеющегося на нового справедливого царя. Евангельская притча получает в рассказе зримое воплощение, текст дышит тайной древности. Будет уместным в данном случае привести отрывок из публицистической статьи С.Замлеловой «Утрата бытия», опубликованной недавно на сайте «Российский писатель»: «Предательством Иуда сделал выбор в пользу иллюзии, поскольку реально то, что от Бога, а всё иллюзорное – от князя мира сего. Пороки человеческие потому и называются тщетой, что принадлежат иллюзорному, конечному миру. В то время как добродетель относится к миру вечному. Иуда стал олицетворением современного общества потребления. Оправдывая пошляка-Иуду, то в явном, то в замаскированном виде выглядывающего из современных художественных произведений, человечество оправдывает себя и свою пошлость. Ведь не секрет, что сознательные фантазии, изложенные через вымышленный материал, сообщают о душевных влечениях, в которых человек не хочет признаваться даже самому себе. Мы застали тот исторический миг, когда один человеческий тип сменяется другим. На место прометеевского и иоанновского человека пришёл иудин человек . Но мы помним, что стало с Иудой: «бросив сребренники в храме, он вышел, пошёл и удавился» (Мф. 27:5) Тридцать сребренников – цену раба – Иуда получил за свою свободу, которую он утратил с момента предательства. Это Иуду купил князь мира сего за тридцать сребренников, разлучив навсегда с бытием. И это страшное предупреждение для современного человека». ХОРОШИЕ ДНИ Одиночество можно победить дружбой, родственными связями, оптимизмом. Четыре пожилые женщины, горожанки, сестры, решили провести выходные , праздник 7 ноября, в родном деревенском доме («Красный день календаря»). У каждой сестры свой характер, разное образование и профессия, но всех четырех объединяет родство и пожилой возраст, делающий женщин ироничными, и в тоже время добрыми и терпеливыми к окружающему миру. Романтической поездке на дачу мешает дождь и холодная погода. Многие бытовые неудобства, с которыми женщинам приходится столкнуться в заброшенном деревенском доме, вовсе не радуют, однако женщины не поддаются раздражению, наводят порядок. В рассказы приведены замечательные детали быта, пейзажи красивых, несмотря на дождь, мест. На обратном пути женщины видят порушенные коровники, брошенные ржавые машины и прочую разруху еще недавно благополучных колхозов, размышляют о том, куда делись коровы, и куда вообще ушли старые добрые времена? «Павлуша»… У этого рассказа лирическое начало. Зима, студент Павлуша Чапиков гостит у родителей. Студент отдыхает в кругу семьи, любуется зимними пейзажами. Несмотря на тихий нрав и послушность, Павлуша имеет за плечами три брака и три развода. Спокойную жизнь Павлика не омрачают даже воспоминания о бывших женах: сладострастная Леночка, задумчивая художница Аннушка, однокурсница Паши, реставратор Оля… Жизнь с женами у него не сложилась из-за различных бытовых конфликтов. Зато в деревне у Павлуши есть все: материнская забота, домашние щи, пельмени легкий труд в зимнем дворе, тишина, здоровый сон и… Павлушина вера в то, что его спокойная жизнь маменькиного сынка никогда не кончится… В наше время, наполненное тревогами и быстро меняющимися событиями, редко удается прочесть такой лиричный и открытый в своей доверительности рассказ, как «Беззаботные». Это небольшое произведение, выполненное в духе традиций русской литературы, и наполнено оно летними деревенскими красками, неспешным течением безмятежных светлых дней. Это повествование о юности, об ощущении счастья – редкая для нашего времени проза! С. Замлелова в этой новелле показывает, что счастье существует и в обыденной жизни, оно вокруг нас: в летних теплых днях, в красоте природы, в простых человеческих отношениях. У этого рассказа есть особая интонация, выражающая любовь к простым людям. И мы можем лишь порадоваться за трех юных подружек, у которых в жизни пока все складывается хорошо, а грозы быстро проходят. Вместе с шестнадцатилетней Мариной в деревне отдыхает ее школьная подруга Вера, «маленькая, похожая на фарфоровую статуэтку, удивительно изящная девушка, с ними дружит соседская девушка Оксана. Они вместе ходят на речку, загорают, убегают от дождя, доверяют друг другу девичьи секреты. Хорошая, прекрасная и неповторима юность! -- таков лейтмотив этого небольшого рассказа. Бывают в юности каждого человека часы и дни, когда кажется, что все хорошее вокруг происходит только для тебя одного и для твоих друзей. И земля и небо – все вокруг создано только для тебя, чтобы ты жил и радовался, когда вся жизнь вокруг кажется светлой, загадочной и обещающей впереди одно только счастье… КОГДА ЖЕНЩИНА ГНЕВАЕТСЯ Арбузову изменяет жена Тамила (рассказ «Тварь»). Она успела побывать замужем, у нее ребенок. Но расстаться с ней Арбузову не так-то просто… Тамила некрасива, зато никто на нее не польстится, размышляет поначалу Арбузов. Вскоре молодой талантливый человек попадает в кабалу к алчной лживой, изменяющей ему женщине. Она делается для него противной, он стыдится появляться с ней на людях. Завести новую женщину? Арбузов иногда думает об этом, однако опасается хлопот, связанных с появлением в его жизни любовницы… И все идет по-прежнему: измены Тамилы, взаимное недоверие, упреки, тоска… Бесы водят по кругу и другую женщину, она уже в годах, зоуут ее Анисья, однако она выбирает себе похожее по звучанию имя Анаис. А затем и вовсе сокращенное – Энн. С чего бы это? А все потому, что эта женщина, несмотря на солидный возраст, решила уехать в Америку («Эмигрантка»). Причина на то была веская – Анисья жила в солнечном Таджикистане, но вынуждена была бежать оттуда из-за гражданской войны. Вскоре она оказывается в Нью-Йорке, где проживает на двадцать втором этаже. Иногда она приезжает на родину, соседи ее помнят, завидуют теперешнему положению Анисьи-Энн, которая живет в безопасности, и далеко не бедно, у нее собственная лавочка. Анисья -- бывшая журналистка, работала в советское время на радио, ее статьи печатались в газете. Будучи в Америки, Энн-Анисья пробует силы в литературе. Неожиданно ее оппонентом и собеседником (по электронной почте) становится молодой человек по имени Иван, который после ошибок юности начал верить в Бога. Иван тоже становится начинающим писателем. Из-под пера его, по ироничному выражению автора «летят искры». Свои произведения Иван размещает в Интернете. Молодой человек понимает, что затянувшаяся переписка с Энн – дело пустое, но все же отвечает на письма ностальгирующей американки. В свою очередь Анисья, она же Энн, постепенно разочаровывается в своем молодом корреспонденте. Дело в том, что в своих письмах Иван, человек духовно преображенный, выступает как истинный патриот России. Анисья также довольно образована, она знает несколько языков. Устроена она в жизни неплохо, но все же чего-то ей не хватает... Ностальгия в современном мире – чувство приглушенное. Расстояние между Родиной и эмигрантом сокращают Интернет и самолет. Анисья сообщает Ивану о том, что в Америке проживает много русских, часто можно слышать русскую речь. Иван, разумеется, дает ей отповедь. Для него Родина существует в единственном числе. Однако Иван не решается отправить ей свое последнее, довольно резкое письмо, в котором пытается наставить нервную, запутавшуюся в своих предпочтениях особу на путь истинный. Энн, не получив от Ивана ответа, впадает в истерику. А ведь отнесись эта женщина бережней к чувствам и взглядам молодого человека, возможно, она получила бы в его лице умного собеседника и друга. Бремя старости показано в рассказе «Петровна». Немощное тело и светлый дух Петровны порой вступают в противоречие. Девяностолетняя Петровна сознает, что она обуза для своих родственников: «Чижало со мной»… Нет радости от того, что дожила до преклонных лет – в коротком пространстве рассказа разворачивается трагедия человеческой личности, а если брать проблему шире, то и всего человеческого существования. И все же остатки здравых суждений у этой русской крестьянки еще остались, она задается вопросом: почему это люди в Москву едут, живут друг у друга «на головах»? А еще у Петровны остались воспоминания о том, как в молодости она по малодушию подписала бумагу о закрытии деревенской церкви, и теперь запоздало винит себя в этом. В памяти старушки возникают реальные картины ушедшей деревенской жизни, но туда ей уже нет возврата… В другом рассказе три старушки, москвички, любительницы чая вприкуску, неожиданно вспоминают о давно снесенной Сухаревой башне. Это не просто воспоминания детства. Пожилым женщинам непонятно, зачем снесли произведение архитектуры, однако они не задаются вопросом «почему», но горюют о быстро пролетевшей молодости. Эти слезы, несмотря на бытовой колорит рассказа – тоска и сожаление о краткости человеческой жизни. ПОВЕСТИ ОБ ИСЧЕЗНОВЕНИИ ДУШИ Тридцатипятилетний Алмазов, современный начальник средней руки, женится на Сашеньке, наивной девушке, которая гораздо моложе его (повесть «Пошлая история»). Впрочем, Сашенька не так уж наивна, хотя и не скрывает, что хочет «яркой беспечной жизни». Симпатичная внешность и знание языков обещают скорое исполнение желаний. Сашенька выучилась на библиотекаря, получила красный диплом, однако большим умом не отличается, и работать по профессии не собирается. Несколько страниц в начале повести – лирическая поэма о маленьком городке, где течет своеобразная, и в то же время типичная для провинции жизнь. Более яркого, точного, и в то же время художественного описания провинциального города в современной литературе не встречал. Повесть наполнена скрытой иронией, и рассказывает о современных мещанах, о мечтах и чаяниях обывателей 21-го века. Здесь также много интересных и разнообразных характеров, например, «крупная девка» Ася, для которой смех является «вторым дыханием», когда кажется, что смех этот «проникает под кожу». Мы видим образ жизни гламурной неработающей дамы Елены, ее попытки стать предпринимательницей. Под стать Елене ее подруги, современные Эллочки-людоедки. После свадьбы Сашенька ведет светский образ жизни, подражает богатым дамам, наклеивает длинные ногти, заводит домработницу, посещает ночные клубы. Алмазов разочарован женитьбой, не такого семейного «счастья» он ожидал. Утехи и развлечения «среднего класса» его не интересуют. В годы перестройки Алмазов решил попытать «предпринимательского» счастья, однако сомнительной афера сводит на нет его усилия. Не вняв уроку жизни, он участвует в популярной в те годы «пирамиде». «В царстве лавочников не родятся гении», -- размышляет Алмазов, с трудом выпутавшись из сомнительных предприятий. На новой работе он томится, а в жизни он не видит никакой цели, кроме как сугубо материальной. Тем временем Сашенька, жена его, мечтает о «избранном обществе». Ею интересуется некий господин Ливчик, депутат и совладелец ресторана. С ним она изменяет мужу, а затем и Ливчику с каким-то случайным итальянцем в гостинице… Деградация личности молодой женщины продолжается… Господин Ливчик, в свою очередь обманывает Сашеньку, делает ее проституткой, обслуживающей «нужных» людей. Сашенька же не только смирилась с этим образом жизни, но по-прежнему верит, что Ливчик собирается сделать из нее певицу. Казалось бы, читатель видит полную беспросветность, и действительно «пошлую» историю. Впрочем, в тихом провинциальном городке по-прежнему живут мещане Мироедовы, словно бы перенесенные из тихой дореволюционной России. Пожалуй, только они, Мироедовы, остаются светлым облаком во тьме алчности и порока... Алмазов, разочарованный разнообразными бизнес-планами и вип-персонами, находит утешение в честной работе и скромном образе жизни. В повести «Абрамка» талант автор открылся новой стороной. Повествование ведется от имени мечтательной и загадочной девушки Евгении, характер которой трудно угадать с первых страниц, потому как за мыслями и девичьими мечтами открывается нечто большее. Что значит быть на Олимпе? -- размышляет Евгения. Она понимает, что «Олимп» в наше время это слава, быстро, кстати, преходящая. Доступен ли он девушке, у которой нет ни талантов, ни связей, ни денег? Но ведь удается же попасть на вершину удачи другим, таким же как она, родившимся в глубинке – портреты более удачливых земляков девушка иногда видит в газетах и журналах. Какие же у нее на самом деле мысли, чувства? У читателя складывается впечатление, что Евгения скрывает от него что-то главное, необыкновенное… Происходит событие местного значения -- смерть местной долгожительницы, участницы двух революций и войн, в отношении к которой у горожан наблюдается нечто «мистическое». Это ключевое событие влечет за собой другие, не менее загадочные. Порой текст повести приобретает иронично-фельетонное звучание, особенно в тех местах, где автор пересказывает труды местных борзописцев-журналистов, а также биографии своих героев. Довольно забавно, хотя порой и ностальгически звучит модная в то время фраза демократов разных уровней «Мы сами должны решать свою судьбу», «Ах, он такой демократичный!» В городке начинается суета – приезжает американец, правнук знаменитой, уже покойной местной знаменитости, бывшей большевички Марии Ефимовны Люггер. Вызывают улыбку маниловские идеи главы города, Ивана Петровича, его навязчивая идея – убрать с улиц памятники советским вождям и создать парк скульптур на территории некрополя, принадлежащего монастырю. Священник отец Мануил, борец за моральные ценности, противостоит этой затее, в результате у него не выдерживает сердце – инфаркт. В ходе разворачивающегося противостояния ширится галерея персонажей, появляются тёртые и потасканные люди, в обыденной жизни царит чехарда: мужчины меняют идеи, женщины – мужей. Главная же «болезнь» людей, стремящихся доказать свою «самость», состоит в том в том, что они хотят не «быть», а «казаться». Одна из важных линий повести – возвращение в городок сестры Евгении – Лизы, остроумной, склонной к анализу происходящих событий. Абрамка – местный дурачок, подросток, живет в местном интернате, иногда бродит по улицам городка, возвещая о рождении нового «пророка Израиля». Некоторые люди считают Абрамку юродивым, устами которого глаголят потусторонние силы. Городские обыватели с тревогой прислушиваются к его пророчествам. Кстати, фамилия у дурачка – Нагой, что направляет ассоциации читателя к временам Смуты, когда Мария Нагая признала Самозванца Лжемитрия своим сыном…. Лиза… Эта странная девушка – загадка повести. Умна, порой категорична в суждениях. Сестры заочно называют Ивана Петровича чуть ли не «масоном», «пустым человеком», осуждают его «кипучую бестолковость, чванство». Осуждение отца – грех, однако и сам Иван Петрович далеко не ангел, ему, как руководителю города, приходится идти на различные компромиссы. У Лизы на все свое мнение. Это девушка, как говорится не от мира сего. Недаром она долгое время жила в глуши, увлекаясь книжными премудростями. Лиза отвергает фальшивые ценности жизни, она пытается разглядеть в окружающем мире что-то настоящее. Довольно часто в ее словах звучат христианские мотивы, она отвергает алчность и стяжательство. Она многое понимает в сегодняшней непростой жизни, например, так называемую «свободу» Лиза именует «бесом», выпущенным на волю. Дескать, выпустили» на свободу грех, делают бизнес на человеческих страстях. А культура, призванная сдерживать грех, изгнана на задворки общества. Неожиданная смерть дурачка Абрамки на пороге домика Лизы приводит горожан в смятение, особенно семью Евгении. Мальчик отравился (то ли нечаянно, то ли с чьей-то помощью) крысиным ядом. У Евгении есть «друг» Илья, в котором она находит много душевных изъянов, однако вынуждена смириться с этой ситуацией. В душе самой Евгении бушуют темные необъяснимые страсти, иначе никак не объяснить ее внезапное посещение дома американца Люггера, временного проживающего в городке, которого Женя хочет соблазнить и сделать своим мужем. В этом ее поступке – душевный разлом и фактическая сдача жизненной позиции. Объяснить этот поступок трудно, ведь Евгения достаточно умная и самостоятельная девушка, чтобы стать любовницей или даже женой ничтожного Люггера. Женя, как и Лиза, не прочь пофилософствовать, но философия ее более тонкая, более чувственная. Евгения, несмотря на свои порой дикие фантазии и частую смену настроения, лучше понимает и ощущает реальную жизнь. В повести много тщательно выстроенных диалогов, тонких сюжетных ходов, автор-повествователь внимательно относится не то чтобы к мелочам жизни, но скорее к потаенным уголкам человеческого существования. Женя признается (читателям, да и самой себе) в том, что это она отравила бедного Абрамку. Дескать, это был спонтанный поступок, цель которого – проучить умную Лизу и «поразить» своего друга Илью. Она уверена, что наказания в любом случае избежит. Тем временем подозрение в отравлении Абрамки падает на Лизу. Отчасти Женя достигла своей цели. Но этого ей мало, она хочет, чтобы ее родители, любовник и некоторые горожане, пораженные смертью Абрамки, выказали бы при этом свою истинную сущность. В убийстве она сознается только одному человеку – Илье, который тотчас уезжает из городка. Прощальный поцелуй Евгении и Ильи по вполне понятным причинам не состоялся. Этот момент девушка стойко переживает, не позволяя себе слез, ее угнетает одиночество, вокруг нее смыкается пустота, которую она же сама и создала. Уезжают также Лиза, затем американец. Евгении снятся страшенные сны, но всё же она надеется начать собственную жизнь с белого листа… Светлана Замлелова избежала проторенных литературных путей и тропинок типичной женской прозы – т.е. усложненных ассоциаций, затейливых аллегорий, расплывчатых воспоминаний, окрашенных в дымку лиризма, воспроизведения пестрых деталей быта и т.д. У нее четкая, логичная, порой даже лаконичная проза. Опираясь на традиции русской классики, С.Замлелова нашла свой непростой стиль и опыт в литературе. Свидетельство тому книга «Гностики и фарисеи», в которой, словно в зеркале, отразились контрасты современной жизни. 2011 Александр ТИТОВ - родился 14 июля 1950 года в селе Красное Липецкой области. После окончания школы - фотокорреспондент в районной газете, почтальон по доставке телеграмм, печатник в типографии. Окончил заочно Московский полиграфический институт по специальности инженер-технолог. Работал в местной газете на многих должностях, корреспондентом местного радио, параллельно руководил кружком юных писателей при районном Доме пионеров и школьников. Член Союза писателей России. Лауреат II Славянского Международного Литературного Форума «Золотой Витязь». |