Светлана Замлелова
С начала Специальной военной операции из России уехало порядка пятидесяти деятелей культуры. Кто-то уехал молча, кто-то, напротив, громко хлопнул дверью. Можно было бы предположить, что эта разница связана с темпераментом и воспитанием. Однако наблюдения подсказывают, что дело не столько в темпераменте, сколько в желании сохранить движимое и недвижимое имущество за пределами России. И хлопанье дверью призвано стать всего-навсего книксеном перед западным хозяином – мы, дескать, хорошие русские, не отымайте у нас всё, что нажито непосильным трудом. Не стоит, конечно, отрицать и кашу в головах, обусловленную зачастую средой обитания. В нашем случае речь идёт о богемной тусовке, традиционно носящей фигу в кармане по отношению к своей стране, и презирающей народ этой страны.
Как всем известно, тусовка не стесняется жить там, а деньги зарабатывать здесь. Но вдруг кое-что изменилось. По-прежнему можно оскорблять страну и народ, можно лгать и лицемерить, кощунствовать и мшелоимствовать; можно жить хоть у чёрта на рогах. Единственное, чего некоторые оказались теперь лишены, – так это заработка в России. Подобный расклад вызвал грустное недоумение у тусовки и злорадство у тех, кого ещё недавно тусовка именовала «быдлом» и «хамами», но чьими деньгами не гнушалась ни одной минуты. «Катитесь отсюда! Без вас веселей», – так, словами классика проводила российская публика российских же «певцов и музыкантов, акробатов и шутов», заявивших о своём желании покинуть Родину. Казалось бы, одни уехали, другие помахали им вслед – чего же боле? Но тут началась «вторая часть Марлезонского балета», на которой стоит остановиться подробнее.
Поползли разговоры о том, что Россия-то больше потеряла, чем приобрела с отъездом представителей богемы и полусвета. Так, например, филолог, блогер и политолог, эксперт Московского центра Карнеги, в недавнем прошлом сотрудник МИД РФ, Александр Баунов сообщил в своём Телеграм-канале, что «радость деятелей патриотической культуры по поводу выбытия из отечественного творческого пространства тех или иных режиссёров, писателей, актёров и художников» – это проявление невежества и к тому же полное непонимание того, как устроена культура. «Так как же она устроена?» – спросим мы у господина Баунова, тоже покинувшего Отчизну и, вероятно, по этой причине пишущего очень уж безграмотные «посты». Оказывается, что «малокультурные патриоты» вот какой штуки не понимают: «поэт, писатель, режиссёр и художник не занимают чьё-то место, он создаёт собственное, создаёт пространство, которое до него не было, и после него не будет, и вместе с человеком закрывается и открытая им позиция». Например, после расстрела Гумилёва «белогвардейского» не появилось Гумилёва «пролетарского». И Есенин с Маяковским от тоски покончили с собой в мире без врагов. И Тарковского с Бродским никто не заменил. И в наркомате просвещения никто не запел шаляпинским басом после того, как Шаляпин не вернулся с гастролей. Но «деятели эксклюзивно патриотической культуры» воображают, что смогут ради Родины и её победы запеть шаляпинским басом. Правда, знают, убогие, что ничего не выйдет. Знают, но боятся себе признаться. Так говорил Баунов в «посте» своём.
И он не одинок. Однако подобные утверждения есть не что иное, как манипуляция, а потому заслуживают отдельного и внимательного рассмотрения.
Начнём с создания собственного места и пространства. С этим сложно поспорить. Но, во-первых, рано или поздно всё кончается – все люди смертны. Пушкин прожил неполных тридцать восемь лет. Лермонтов – двадцать семь. Но оставленное ими – это, как говорится, золотой фонд русской культуры. При этом неизвестно, как сложилась бы творческая судьба того же Лермонтова, проживи он лет до ста – никто никогда не скажет, написал бы Михаил Юрьевич ещё что-нибудь или нет. Так что дело не в сроках. Во-вторых, если уж вспоминать Россию начала XX века, то стоит назвать и другие имена – Бердяева и Лосского, Трубецкого и Карсавина… Как бы ни складывались их отношения с властью, каких бы политических взглядов ни придерживались они, но это были великие мыслители, без которых российская культура была бы неполной. А можно ли выделить среди «релокантов» хоть одну фигуру сопоставимого масштаба? Может быть, Кирилл Серебренников – это современный Дягилев? Или Максим Покровский напоминает кому-то Шаляпина? А может быть, Андрей Макаревич, чьим хобби давно стало какое-то болезненное хамство, – это такой Стравинский на современный лад? Или Верочка Полозкова оказалась реинкарнацией Ирины Одоевцевой?..
К чему это мы? Да к тому, что не каждый человек, занимающийся творчеством, представляет ценность для культуры. Вам хочется сравнивать себя с Гумилёвым и Трубецким? А почему вы не сравниваетесь с каким-нибудь поэтом Рюхиным или другими представителями поэтического подраздела МАССОЛИТа – Павиановым, Богохульским, Сладким, Шпичкиным, с Адельфиной Буздяк, наконец?
Кстати, оттого что Шаляпин уехал, он не перестал быть именно русским басом. Как и Бунин не перестал быть русским поэтом и прозаиком, Алехин – русским шахматным гением, Рахманинов – русским композитором. Даже изобретатель телевидения Владимир Зворыкин или создатель видеомагнитофона Александр Понятов – это русские инженеры. Просто потому, что, несмотря на претензии к советской власти, они не отрекались от самих себя, не лезли из кожи вон ради движимого и недвижимого. И в этом ещё одно отличие нынешних «релокантов» от эмиграции прошлых лет.
Так что это не «малокультурные патриоты» не понимают устройства культуры, а такие вот господа Бауновы, уверенные, что известность равноценна одарённости. Кроме того, и мы об этом уже писали, современная российская действительность (культура – не исключение) устроена таким образом, что талант не является залогом успеха. Слишком часто в самых разных областях выдвигаются преимущественно свои люди. Свои – по взглядам, по мировоззрению, по принадлежности к группе… Но никакой радости не будет, если, в результате перемен, места отчаливших русофобов займут не шибко одарённые патриоты. Пока же остаётся надежда, что благодаря тектоническим сдвигам в мире, что-то изменится и в российской культуре. Например, талант – а не принадлежность к тусовке или толерантность – снова станет мерилом культурной ценности. Как во времена Шаляпина.
2023 |