Светлана Замлелова
Американцы, обложив с 2014 г. Россию санкциями, объяснили это агрессивной политикой, проводимой Россией вообще и президентом Путиным в частности. С тех пор только и слышно: Россия напала, сбила, убила, отравила, накормила допингом, вмешалась в выборы и пр., пр., пр. Причём в большинстве случаев – с ведома и по распоряжению лично Путина. И не хотелось бы Западу вводить санкции – ведь и убытки терпят, и предприниматели недовольны, а что остаётся? Россия бесчинствует, мир уже стонет от её безобразий, а Путина всё никак не остановить. Пошли даже на крайние меры – в апреле 2018 г. пришлось обложить санкциями «союзников президента Путина». Так, во всяком случае, американская пресса назвала крупнейших российских предпринимателей и чиновников, чьи активы подверглись быстрой заморозке. Под американскими санкциями в апреле 2018 г. оказались 24 физических лица и 14 лиц юридических. Среди них – гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов (состояние $1,8 млрд), член совета директоров «Русала» и En+ Group Олег Дерипаска ($6,7 млрд), член Совета Федерации Сулейман Керимов ($6,4 млрд), председатель совета директоров «ЭнПиВи Инжиниринг» Игорь Ротенберг ($1,1 млрд), член правления «Сибура» Кирилл Шамалов ($1,4 млрд), депутат Государственной Думы Андрей Скоч ($4,9 млрд), председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг ($14,4 млрд).
Американцы свою акцию объяснили, как всегда, просто: «Власти России совершают множество скверных поступков по всему миру, они продолжают оккупировать Крым и провоцировать насилие на востоке Украины, снабжать режим Асада, бомбящий собственных граждан, сырьём и оружием, пытаются подорвать демократические государства Запада и осуществляют злонамеренные действия в киберпространстве. Российские олигархи и элиты, получающие прибыль от действий этой бесчестной системы, больше не будут изолированы от последствий дестабилизирующей деятельности своего правительства». Так заявил глава Минфина США Стивен Мнучин.
Другими словами, санкционному давлению подверглись люди, получающие, по мнению руководства США, выгоды от действующего в России «режима» и играющие не последнюю роль в агрессивной политике России. Мировые СМИ, взявшиеся обсуждать эту новость, незамедлительно объявили, что отныне нельзя вести бизнес с агентами агрессивного государства, получающими от этой агрессии прибыль. А многие даже усмотрели в действиях американцев создание условий для «дворцового переворота» в России. В том смысле, что пострадавшие от политики Путина олигархи поспешат убрать неудобного президента.
Другие, напротив, писали, что Минфин и Госдеп США согласились с мнением г-на Пескова, заявившего, что в России нет олигархов, то есть нет слияния власти и капитала, что крупный бизнес не вмешивается в политику, как это было в 90-е гг., и не диктует ей. Зато есть бизнес, стремящийся встроиться в государственные структуры ради собственной безопасности и особых для себя условий. И вот именно такой-то бизнес американцы намерены «давить», как самую страшную коррупцию, поддерживающую агрессивное или даже мафиозное государство.
С тех пор прошло уже более полугода, но ни «дворцового переворота», ни отчуждения между крупным бизнесом и государством так и не случилось. Зато случилось нечто другое, показавшее, во-первых, истинную суть и назначение тех самых санкций, во-вторых, место российской элиты по отношению к элите американской и, в-третьих, чего стоят разговоры на высшем уровне о патриотической идеологии и необходимости «рывка» для дальнейшего развития страны.
Вдруг в декабре 2018 г. Минфин США объявил, что снимает санкции с «Русала» и En+, подконтрольных Олегу Дерипаске. Кто-то уже назвал это «позитивным сигналом» для российского бизнеса, кто-то провозгласил, что «Русал» спасён и Дерипаска добился невозможного, а вездесущий и всеведущий г-н Песков открыто порадовался успехам коллеги, подчеркнув, что «безусловно, Олег Дерипаска борется за свою компанию, которая играет заметную роль не только в экономике РФ, но и в мировой экономике. Если компании удаётся предпринять какие-то действия, чтобы минимизировать последствия тех же незаконных ограничений, мы можем это только приветствовать».
Итак, что же, по сути, приветствует г-н Песков. Санкции, против которых борется неутомимый Олег Дерипаска, американцы снимают не просто так, а на особых условиях. Эти условия сводятся к нескольким пунктам. 1. Лично Дерипаска остаётся под санкциями и доход от своих компаний получать не будет. 2. Доля Дерипаски в холдинге En+, управляемом «Русалом», снизится. Если в En+ он владел 66% акций, а в «Русале» – 48,13%, то теперь, по соглашению с США, он уменьшит свою долю в En+ до 44,95%, передав акции в залог банку, который одобрит Минфин США. Впоследствии его прямая доля в «Русале» снизится до 0,01%. 3. В совете директоров En+ Дерипаска сможет номинировать только четырех человек из двенадцати, а шесть директоров будут гражданами США и Великобритании. 4. Все номинации надо согласовывать с Минфином США. 5. Часть акций отойдёт в благотворительный фонд Дерипаски «Вольное дело», но сам бизнесмен должен будет покинуть состав совета фонда, а голосовать пакетом En+ будет «третья сторона», некий гражданин России.
То есть борьба Олега Дерипаски окончилась для него поражением. Даже агентство «Bloomberg», опубликовавшее данные о годовых финансовых потерях самых богатых людей мира, признало Дерипаску неудачником – его состояние уменьшилось на $5,7 млрд. Вероятно, в дальнейшем оно ещё уменьшится. Но, откровенно говоря, судьба этого гражданина нас мало волнует, гораздо интереснее в этой истории другое. «Русал» – это крупнейшая компания-производитель первичного алюминия, объединившая наиболее крупные предприятия алюминиевой промышленности, монополист по производству алюминия в России. Теперь же получается, что российская алюминиевая промышленность, созданная в советское время, переходит под внешнее управление. Сначала эти предприятия оказались приватизированы, то есть присвоены каким-то шулерским способом, теперь же настал черёд и вовсе передать фактически целую отрасль «американским партнёрам». А целью санкций был не «дворцовый переворот» и не очередной белоленточный протест в России, но всего лишь изъятие США и Великобританией отрасли российской промышленности. Акции «Русала» уже подорожали на гонконгской бирже на 25%, то есть мир ждёт оживления после полугодового затишья. Руководство нашей страны, как заявил г-н Песков, приветствует происходящее, что означает капитуляцию перед санкционным давлением США. А если США добились-таки капитуляции в одном, то зачем же им останавливаться на достигнутом?
Сегодня в нашей стране природными ресурсами и остатками созданной в СССР промышленности управляют так называемые «олигархи», которых, по выражению всё того же г-на Пескова, в стране у нас нет. Может быть, в классическом смысле слова олигархов в России на сегодня действительно нет. Зато есть группа весьма состоятельных и влиятельных людей, управляющих той частью российской экономики, на которую США давно положили глаз и точат зуб.
Вспомним, что Путин сделался для Запада плохим как раз после того, как в России стали принимать законы, ограничивающие участие иностранных компаний в использовании и разработке российских месторождений, отраслей и предприятий. Постепенно накал страстей привёл к санкциям, самыми удачными из которых, оказались для Запада санкции против российских «олигархов». Чтобы выйти из-под давления и продолжить свою деятельность «олигархи» – пока на примере Дерипаски – готовы уступить американским и британским «партнёрам» и усилить их позиции, передав предприятия и отрасли российской экономики и промышленности под управление транснационального бизнеса. Американцы и британцы планируют победоносное возвращение в российскую алюминиевую отрасль, но кто знает, как поведут себя товарищи по несчастью Олега Дерипаски. Кроме того, в СМИ всё чаще появляются публикации о том, что иностранцы возвращаются в российскую промышленность окольными путями, прибегая не к прямолинейной приватизации, а к более сложным организационным процессам и схемам. По понятным причинам, российские власти не очень-то приветствуют рассказы о возвращении «партнёров», что на деле означает всё ту же капитуляцию, а ещё и подтверждает возврат к колониальному статусу «святых» 90-х или «благословенного» 1913 г.
Раз уж речь зашла об алюминии, стоит вспомнить, чем же он так ценен и интересен. Прежде всего это лёгкий и податливый металл, отличающийся коррозионной стойкостью и высокой теплопроводностью. Соединения алюминия неядовиты, что позволяет использовать металл в пищевой промышленности. Но главное применение алюминия – это самолётостроение и космос, электротехника и микроэлектроника. То есть алюминий был бы совсем не лишним для развития российской экономики. Возрождение авиастроения, где алюминий вытесняется понемногу композитными материалами, и прочие «прорывы» и «рывки» без алюминия пока ещё трудно себе представить.
Мировыми лидерами по производству алюминия считаются Китай, Россия и Канада. США до 2018 г. были на четвёртом месте. Зато теперь, вместе с российскими активами, американцы явно обгоняют КНР. Так что Олег Владимирович существенно помог Соединённым Штатам в намечающейся торговой войне с Китаем.
В очередной раз поражаешься, как чётко срабатывают нехитрые американские схемы: Россия – агрессор, Путин – тиран, даёшь санкции против близкого к тирану бизнеса… А потом – хоп! – и российская алюминиевая отрасль наша.
Что касается Дерипаски, то его следовало бы провозгласить в России Человеком года. Ведь в 2018-й россияне вступили, упиваясь похождениями Олега Владимировича в компании некой Насти Рыбки. Потом, уже по весне, мы изнывали в неведении, прослышав, что он, невинный, попал под американские санкции, и гадая, что же с ним теперь будет. И вот завершается 2018-й, а мы снова вместе! Пожалуй, никто не подготовил нам столько сюрпризов в уходящем году, как этот удивительный человек, подаривший американцам накануне католического Рождества российскую алюминиевую отрасль.
2018
|