Светлана Замлелова
«Детским писателем, – утверждал когда-то В. Г. Белинский, – родятся, а не делаются». Настоящий детский писатель будет интересен не только детям, но и их родителям. Что же вправе читатель ждать от детской книги? Какой должна она быть? Что общего у знаменитых и любимых во всём мире детских писателей, таких как Г. Х. Андерсен, Э. Т. А. Гофман, Д. Р. Киплинг, А. Линдгрен, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов, И. Токмакова? Конечно, рассказ, предлагаемый писателем детям, должен быть интересным и занимательным, таким, чтобы, раз начав, ребёнку захотелось бы дочитать его до конца. Чтобы герои его – непременно самобытные и неповторимые – полюбились маленьким читателям и стали бы их друзьями. Один из главных признаков детской любви к литературным персонажам – это игра в них. Кто в детстве не играл в мушкетёров, пиратов, индейцев или рыцарей?.. Не секрет, что дети (если, конечно, это не испорченные родителями, улицей или телевидением дети, ставшие поневоле маленькими циничными старичками) гораздо более взрослых восприимчивы к добру и злу. Именно поэтому их влечёт бескорыстие и благородство, преданность и самоотверженность. Можно не сомневаться: дети всегда ждут новых сказок и с благодарностью встретят новых героев.
Детство – счастливая, безмятежная и беззаботная пора. Но зачастую дети – это самые несчастные и безответные существа. В семьях, где рождение детей истинная радость – поскольку являются вдруг существа, требующие любви и подающие возможность любить – вырастают гармоничные и здоровые личности. Но нередко приход человека в мир бывает вызван случайными или весьма замысловатыми причинами... Появляясь на свет, маленький человек ждёт от взрослого окружения не только сюсюканий и заигрываний (хотя кто-то – увы! – лишён даже этого), не только назидательности и упрёков, но и, главным образом, ласкового напутствия, искренней помощи в познании мира и раскрытии своих возможностей, поддержки на выходе в большую жизнь, где не обойтись без веры в себя и где так легко стать жертвой всяческих соблазнов. И в зависимости от того, кто окажется рядом с ребёнком – мудрый, добрый волшебник, злая, сварливая ведьма или суровый, требовательный хозяин – ему уготована в будущем счастливая судьба в любви с окружающим миром и гармонии с собой или угрюмое прозябание ненавидящего мир и себя, вечно мятущегося и не могущего обрести покой страдальца. Далеко не у всякого ставшего взрослым ребёнка достанет сил преодолеть это худое наследие детства. Хорошо, если добрые книги станут друзьями и советниками лишённого внимания взрослых ребёнка. Хорошо, если в них, а не на улице, станет искать он забвения, утешения и примеры для подражания. Добрые книги учат и незаметно для ребёнка наставляют его, понуждают желать стать лучше и быть похожим на тех персонажей, которых отличают прекрасные качества. Такие книги пишутся, несомненно, с любовью к детям, а не к своему имени и своему кошельку. Эта любовь освящает каждое слово, заставляя простые истины звучать гимном, а самые скучные наставления обращая в весёлые, затейливые истории.
Призвание детской книги – воспитание, формирование человека и помощь в осознании своего назначения в мире. Трудно потому переоценить влияние книг на юную душу, трудно переоценить ответственность, ложащуюся на плечи писателей, решивших посвятить своё творчество детям. И страшно! Страшно за тех тщеславных и сребролюбивых писак, кто своими увлекательными, но лукавыми сочинениями способен ввести детскую душу в заблуждение и соблазн. Всё в ней перемешать, перепутать, переставить с места на место, устроить там первозданный хаос, внушив уважение ко лжи, бесстыдству, жестокости и корысти. Воистину, лучше бы мельничный жёрнов повесили им на шею!.. Есть и ещё одно немаловажное назначение детской книги, не остановить внимание на котором, было бы непростительным верхоглядством. Именно детская книга может и должна формировать в ребёнке чувство изящного и прекрасного, то, что называется вкусом. Человек, у которого ребёнком сформировалось это чувство, повзрослев, отшатнётся от глупости и пошлости. Толпа с её грубыми радостями внушит ему сожаление и скуку. Душа его, научившись летать, сумеет отличить главное от неглавного и второстепенного, а то и просто ненужного и пустого. И, отличив, устремится ввысь, к поискам Истины и Смысла…
Современная детская литература, при всём богатстве имён и наименований, отличается беспримерным однообразием, а персонажи удивляют уродством, безвкусицей и бессодержательностью. Писатели, называющие себя детскими отчего-то не предлагают юным читателям новых, а главное неповторимых героев, но скорее задают своими произведениями идеологические и жанровые направления. И вот на книжных прилавках появляется целый веер ярких и толстых книжек про юных волшебников, колдующих непонятно зачем и ради чего. Это не поэтические и не фантастические (в смысле предчувствия Таинственного и Вечного) истории. Их вполне справедливо называют оккультными – здесь добро уже не борется со злом. Да и не может здесь быть ни добра, ни зла – слишком всё относительно и политкорректно. Зло персонифицируется в несимпатичных главному герою персонажах, и борьба с ним более походит на выяснение отношений. Чудеса совершаются ради обретения героями каких-то будничных и приземлённых благ, вроде богатства, власти и славы и напоминают скорее трюки. Да и сами персонажи не отличаются той яркой индивидуальностью, какая присуща героям А. А. Милна, А. Н. Толстого, Ш. Перро. Другое направление современной детской литературы представлено историями, в которых действуют не люди (сюда же отнесём кукол, волшебников и пр.), не животные и даже не сотворённые народной фантазией существа. Дегуманизированный мир этих сказок населён какими-то мутантами, меланхоличными монстрами, порождениями техногенной цивилизации. Существа эти, незнакомые ребёнку в повседневной жизни, едва ли возмогут донести до его души или сознания какие бы то ни было благие истины. Ведь эти сказки не про нас и не про наш мир. А в других мирах, населённых неведомыми существами – чего не бывает! Остаётся только диву даваться… Скорее всего эти дружелюбные (и не очень) уродцы так и останутся для детского ума «отвлечёнными понятиями», вроде таблицы умножения или тригонометрических формул. Сформировалось и третье, вполне могущее посоперничать серостью с первыми двумя, направление. Это пошлые своей назидательностью, прямолинейностью и слащавостью истории о благонамеренных и рассудительных детях, больше похожих на старушек-ханжушек, чем на живых, непосредственных во всех своих проявлениях детей.
Что ж, магистральные направления внутри современной детской литературы есть, но есть ли истины, добро и животворящий дух?..
Впрочем, мы не ставим своей целью разоблачение неких злых сил, затевающих разобщение народов и развращающих с этой целью детей – царь Ирод умер собственной мучительной смертью. Наша задача – рассказать об одной, заслуживающей внимания книге. Вот что сама Маша Богданова – автор сказки «Кабася и Совёнок. Три колючки» – написала, обращаясь к своему юному читателю: «Эта история о том, как легко быть индивидуальностью. О том, как важно думать своей головой и не идти на поводу у большинства. О том, как интересно быть добрым и как полезно по-настоящему верить в себя <…>Простые жители одного небольшого, похожего на многие другие городка под названием Перетополь не особенно задумывались над устройством Вселенной. Они жили день за днём в заботах о близких, работали, развлекались и верили в счастливое завтра. И, конечно же, не подозревали, что вихрь, пролетевший над дворами, кроме перевёрнутых скамеек и упавших фонарей, может оставить страх и ненависть».
Две симпатичные собаки – лабрадор Кабася (он же Нобель) и вест-хайленд-уайт-терьер Совёнок (она же и Алоха, и Аляска) спасают планету от притязаний на мировое господство злого духа Стонета. Направляет их добрый волшебник Молодай, принимающий поочерёдно образ то бездомного пса, то комнатного кактуса. Будучи кактусом, Молодай даёт Кабасе и Совёнку три своих колючки. Конечно, это не простые, но волшебные колючки. С их помощью героям надлежит победить зло, но использовать их можно только в особых случаях. Ошибиться никак нельзя – волшебство может принести вред. И собакам предстоит самим разобраться и понять, когда же наступят эти особые случаи и когда, не боясь навредить близким или потерять чудесную силу колючек, можно прибегнуть к волшебству для борьбы со злом.
Маленькому читателю будет приятно познакомиться и с сильным, мечтательным, печальным Кабасей, и с такой современной, даже разговаривающей как современные школьники, находчивой и отважной Совёнком. Совёнок не из тех, кто легко сдаётся, кто теряет присутствие духа и не может найти выход их сложных и запутанных положений.
…И с добрым и немножко безалаберным Романом – хозяином собак, и с его невестой – очень красивой, умной и честной Ариной, неизбежно страдающей от собственной честности – ведь зло уже окутало многих, не смогших ему противиться. Даже тараканы, заступающие на охрану квартиры Романа, а после поющие гимны бесстрашным собакам, вызовут симпатию и улыбку.
В финале сказки зло терпит сокрушительное поражение. Но это не единственная победа добрых сил. Чудеса ещё только начинаются, но вот уже два бандита и живодёра, алчные и жестокие, не просто наказаны, но и преследуемы совестью, принявшей образ огромного кота.
Действие сказки разворачивается в вымышленном городке Перетополе, но читатель без труда узнает нравы и реалии сегодняшней Москвы. И каждый ребёнок, прочитавший книгу, поймёт: эта сказка про нас! И если мы, подобно её героям, не расквитаемся со злом, и не прогоним его от себя, оно расквитается с нами, поработив и подчинив нас себе…
А нам остаётся пожелать юному читателю поскорее взять в руки книгу Маши Богдановой, раскрыть первую главу и погрузиться в мир волшебной сказки.
|