На главную Критика О прозе
0

Всё в мире взаимосвязано…

Светлана Замлелова

 

 

Екатерина Глушик. «Своя чужая жизнь». – М.: «Вече», 2021. – 352 с.

 

 

Говоря о книге Екатерины Глушик «Своя чужая жизнь», Александр Проханов отметил замечательное авторское свойство: видеть таинственное в обыденном. И не просто видеть, но и уметь подобрать слова для описания невыразимого. По мнению Ивана Голубничего, Екатерина Глушик «вернула в современную новеллистику то, что делает короткие истории интересными для широкого читателя».

К сказанному стоит добавить, что Екатерина Глушик известна широкому читателю в первую очередь как публицист. Сотрудничая много лет с газетой «Завтра», она регулярно выступает на страницах издания с острыми, разоблачительными статьями. А вот её рассказы и повести не получают престижные литературные премии, книги прозы не лежат штабелями при входе в книжные магазины, сюжеты не инсценируются и не экранизируются. Всё это лишний раз подтверждает: в окололитературной среде литература как таковая мало кого интересует; следуя общим, утвердившимся в стране веяниям, литтусовщики не устают поддерживать «своих» и не замечать «чужих», а издатель руководствуется собственными, мало кому понятными соображениями. Тем более проза Екатерины Глушик не только не уступает титулованным сочинениям, но и превосходит их по разным направлениям.

 

Герой рассказов и повестей Екатерины Глушик – современный российский обыватель, обыкновенный человек. Он может быть богатым или бедным, добрым или злым, счастливым или несчастным, пожилым или совсем молодым, жителем провинции или столицы. Главное, что предмет художественного исследования писателя – современная Россия, как довольно агрессивная, постоянно меняющаяся среда обитания, и современный россиянин, адаптирующийся к этой среде. Однако современность с характерным диктатом материального и отказом от идеального, с мировоззренческим хаосом и растерянностью перед новыми ценностями предстаёт в книге не помойной ямой, не отделением психиатрической лечебницы и не преддверием Апокалипсиса, как часто это бывает в прозе российских писателей. Екатерина Глушик нашла собственные художественные средства для отображения неприглядных черт действительности, и всё же эта действительность не внушает отчаяния и отвращения к жизни. Напротив. Добро всегда побеждает зло, воздаяние неизбежно. Здесь отчасти кроется то таинственное, о котором написал Александр Проханов. Прослеживая жизненный путь своих героев, Екатерина Глушик раскрывает связи между событиями, разнесёнными во времени, между вдруг поразившими героя несчастиями и тем злом, что было сделано в прошлом. Так, парализованный поэт Николай Кринкин из рассказа «Сворованная строка» кончает дни в богадельне. А ведь всё так хорошо начиналось: литературная слава, должность в Союзе писателей, удачная женитьба, карьера, богатство… Но когда-то ещё в армии Николай украл книгу в библиотеке, потом украл строку одного безвестного поэта, потом вообще пристрастился красть чужие стихи, потом начались махинации с недвижимостью и зарубежными счетами. Кривая дорожка привела к убийству и содомскому греху. Приходится признать, что перед нами не какой-то исключительный злодей, но скорее герой нашего времени или, как писал М.Ю. Лермонтов, «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». «Героем нашего времени» Лермонтов называл своего современника, а точнее – чаще других встречающийся тип современного ему человека. Точно так же проходимец Кринкин может быть назван «героем нашего времени», поскольку уж очень типично всё то, что он делает и как живёт. И если бы Кринкин в конце рассказа торжествовал, впечатление это произвело бы удручающее. Однако Екатерина Глушик выстроила сюжет таким образом, что однажды сворованная строка обернулась в итоге полным крахом лже-поэта. А у читателя осталось ощущение, что жизнь не так уж и безнадёжна, даже если хозяйничают в ней такие как Кринкин.

 

Крах терпит и офисная служащая Алина из рассказа «Исполняющий мечты», молодая, но уже видавшая виды особа, развращённая деньгами, очерствевшая и глухая к страданиям людей вокруг. Но не зря герой А.П. Чехова Кукушкин утверждал: «чему посмеяхомся, тому же и послужиша». Посмеявшись над женщиной, просившей милостыню, Алина однажды и сама встала в переходе с протянутой рукой. В историю буквально вмешивается Провидение – некий загадочный человек является героям в самые сложные моменты и меняет течение их жизни.

Богатый бизнесмен Иннокентий – герой рассказа «Расплата» – оказывается не в силах нести бремя богатства неправедного и, втайне завидуя тем, кто не разучился смеяться, кто умеет радоваться и переносить жизненные тяготы с улыбкой, понемногу сходит с ума и становится убийцей, обрушиваясь на тех, кто кажется ему счастливым. «Счастье, – однажды приходит ему в голову, – это когда поблизости нет никого, кто был бы радостнее тебя!» Название рассказа можно отнести к расплате, которая настигает жертв безумца. А можно – к расплате за неправедную жизнь самого Иннокентия, которого Бог лишает за грехи разума.

Теме взаимосвязи всего сущего посвящены и детективные рассказы Екатерины Глушик. Прежде всего, как любой хороший детектив, рассказы увлекают сюжетными перипетиями, не отпускающими внимание читателя до конца повествования. Нужно отметить, что Екатерина Глушик заявила о себе как о мастере детективного жанра. Но помимо увлекательности, остросюжетности, рассказы также призваны обнаружить связь между событиями прошлого и настоящего. Так, беззаботный курортный роман героини рассказа «Отсроченная месть» Валентины опосредованно вызвал гибель нескольких людей и отравил жизнь самой Валентине: «Её грех привёл не просто к трагедии, но сделал преступником и мужа, без вины виноватого, мстившего за её ребёнка». Эта же тема разрабатывалась Л.Н. Толстым, например, в рассказе «Фальшивый купон»: маленькое зло влечёт за собой целый поток злодеяний, каждый грех возвращается так или иначе к тому, кто его совершил.

 

Congruit Universum – всё в мире взаимосвязано, всё согласуется. Екатерина Глушик с увлечением исследует эти взаимосвязи, показывая на разных примерах, как несвязанные внешне явления оказываются звеньями одной цепи. Квинтэссенцией этого исследования можно считать рассказ «Купание в разных водах» – бессюжетное повествование, символически и концентрированно выражающее мысль автора. Героиня рассказа Светлана обожает купаться в разных водоёмах – больших и маленьких, пресных и солёных. И всюду, где только можно, совершает заплывы. И вот однажды в Ленинграде, после купания на пляже у Петропавловской крепости, Света отправляется на прогулку по городу, а у канала Грибоедова пускается в размышления: «Вдруг пошёл дождь. А ведь совсем недавно эта льющаяся на неё вода была на земле: в реке, может быть, в сельве Амазонки. Там испарилась и выпала осадками на Свету. Точно так и испаряющаяся в такую жару вода и Невы, и каналов уже обрушивается на чьи-то головы в Австралии. И этот водоворот связывает страны, эпохи. Вода же остаётся водой всегда! Она проходит через все времена, континенты, через людей, растения. И купание в разных водах – это купание в одной воде. Входя в любую реку, ты входишь в одну и ту же реку…»

Да, связь всего в мире обнаруживает себя не только в воздаянии за грехи. Героиня маленького рассказа «В микроскоп» биолог Аня совершает настоящее открытие, увидев однажды с помощью микроскопа, что означают библейские слова «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт 1:26). «Аня в свой микроскоп вдруг разглядела постулат о создании Господом людей по образу и подобию: человек, впрочем, как и другое живое существо, способен на превращение неживого в живое! <…> И вот почему любое живое существо называют “божьей тварью”: не только потому, что оно создано Творцом, сотворено, но и потому, что, вдохнув в него жизнь, Бог вдохнул в него и способность творить жизнь: рождать, превращать неживые клетки в живые». И речь идёт не столько о воспроизводстве, сколько о способности живых организмов усваивать и перерабатывать мёртвую материю, обращая, например, пищу на пользу своему организму и заставляя эту материю становиться частью своего тела, то есть живыми клетками. Это открытие внушило Ане и веру в Бога.

 

В постсоветской России появился новый литературный жанр: православная проза. В православные писатели, как правило, зачисляют всех, кто пишет о церкви и таинствах, кто обличает безбожников, умиляется духовенством, призывает к покаянию или рассказывает, как некто после долгих и тяжёлых мытарств пришёл к Богу. Повествования подобного рода, как правило, весьма однообразны и далеко не всегда отличаются литературными достоинствами. Отбор в православные писатели происходит скорее по формальному признаку, что и сказывается на качестве написанного. Однако Екатерина Глушик, постоянно обращающаяся к теме непознанного, и здесь выбрала свой собственный путь, нашла возможность говорить о духовном не избито, без причитаний и слащавости, без лозунгов и агитации. Её рассказы, посвящённые вере, праведности, богоискательству, остаются такими же занимательными, а порой и остросюжетными, как любые другие. Временами автор до последних строк сохраняет интригу. Так, в рассказе «Предстоящие» говорится о прихожанах церкви. Все они разные, и нужды у них тоже разные. Анна молится за больного сына, безымянная девушка мечтает поступить в институт, а бизнесмен просит, чтобы «конкуренты передохли». И есть в церкви Мария, которая наблюдает за приходящими людьми – за предстоящими, и всё про всех знает. И не сразу понимает читатель, что Мария – это Богородица, что смотрит она с Казанской иконы прямо в сердца тех, кто обращается к Ней.

 

Нельзя не сказать о Екатерине Глушик и как о стилисте, умело передающем на письме самые разнообразные интонации и особенности речи своих персонажей. Вот некий Семён Маркович из рассказа «Звонок из Калифорнии» действительно звонит по телефону в редакцию московской газеты и желает поговорить с главным редактором. Но попадает на другого сотрудника, безуспешно пытающегося объяснить, что главред уехал. Весь рассказ – это диалог по телефону. Причём больше говорит Семён Маркович, явно перебравшийся за океан из Одессы – так убедительно передана манера его речи, что никаких сомнений не вызывает происхождение Семёна Марковича. Рассказ «Бессмертный мой» написан от лица автора, но с интонациями главной героини – единственной жительницы брошенной деревни, старухи Анны.

Несмотря на такое разнообразие персонажей и сюжетов, не случайно именно рассказ «Своя чужая жизнь» дал название книге. Герои рассказа – бомжи, выброшенные из жизни, отвергнутые обществом люди. У каждого из них своя история, свои обстоятельства, несмотря на которые их объединяет общая беда – бездомье, потерянность, одиночество. Рассказ символичен – все мы, граждане России, в какой-то момент оказались растерянными бомжами на руинах разрушенной страны, нашего общего большого дома. У каждого своя история, но итог один. Однако Екатерина Глушик и тут не оставляет читателя без надежды, как бы подсказывая, что, как и у главного героя рассказа Анатолия, всё ещё может измениться. Нужно только «вклеиться» в жизнь. Пусть даже для начала она покажется чужой.

Каждый рассказ из книги Екатерины Глушик – это новые люди, новые сюжеты, новые истории. Это чтение, которое не позволит скучать и заставит думать. Но главное – это подтверждение, что хорошая литература никуда не исчезла.

 

2021

 

https://sovross.ru/articles/2217/55298

Нравится
 
Создание сайта - Vinchi & Илья     ®© Светлана Замлелова