Александр Безпалов
24/10/2015 Не нужно большого экономического образования, чтобы ответить на первую часть вопроса. Достаточно обратить внимание на несколько известных фактов.
Самый популярный алкогольный напиток в нашей стране – пиво. Почти 90% пива, продаваемого в России, производится иностранными компаниями, крупнейшая из них "Балтика" – около 40% рынка. Принадлежит трем скандинавским странам: Норвегии, Швеции и Финляндии. Самый большой завод этой компании – в России.
На втором месте по объему производства пива (около 20%) – САН ИнБев (Клинское), российское подразделение бельгийской пивоваренной корпорации AB InBev.
На третьем месте – популярная торговая марка турецкого пива Efes Pilsener, принадлежащая турецкой корпорации Anadolu Efes.
На четвертом – нидерландская пивоваренная компания Heineken, контролирующая 15% российского рынка.
Пятое место разделили Золотая бочка и Велкопоповицкий Козел, принадлежащие британской пивоваренной компании SABMiller, второй по величине пивоваренная компания в мире.
С вином практически та же самая ситуация. У нас всего один винодельческий регион – Краснодарский край. Поэтому бо́льшая часть вина, продаваемого в России, приходит из-за границы.
Водку делают частники, мастера всяких нетривиальных схем ухода от налогообложения.
Трудно ли догадаться при таком раскладе, куда уходят в России алкогольные деньги?
Для полноты картины пробежимся и по табаку. 90% табачной продукции у нас выпускают зарубежные компании. Даже популярные сигареты с русскими названиями принадлежат не нам. Например, Золотой Явой владеет British American Tobacco, а "Петр I" и "Русский стиль" – японской компании Japan Tobacco International.
Это очень выгодный бизнес. Себестоимость дорогих и дешевых марок сигарет практически одинаковая, а вот цена на них разная. Маржа оптовиков составляет минимум 100% от начальной стоимости этого товара.
То есть каждый день на спиртном и табаке иностранцы выкачивают из нас колоссальные суммы – которых так не хватает нам для общего развития! По сути, покупая алкоголь и табак, мы воруем сами у себя. Так построена система. Но можем ли мы это исправить?
Если хотим лучшей жизни, не надо покупать у экономических оккупантов товары, разъедающие мозг, легкие и душу. Хотя бы ограничимся покупкой этого у своих производителей!
Индия, будучи еще английской колонией, показала хороший пример освобождения из-под англичан, полностью владевших ее экономикой. Индийцы жили бедно. Но появился Махатма Ганди – и обратился к 360-и млн. соотечественников с вопросом: "Вам нравится жить, как Вы живете?"
Ему ответили – нет. Но как мы можем что-то изменить?
Ганди сказал: "Каждый из нас должен принять решение – ничего не покупать у англичан". Так возникло всенародное движение по отказу от английских товаров, которое называлось Сатьяграха.
Ганди первым сел за ткацкий станок и сам сталь шить себе одежду. Такой простой, но получивший беспримерный резонанс пропагандистский шаг привел к тому, что индийцы стали выносить на площади английские товары и публично сжигать их.
Вторым шагов было всеобщее решение не устраиваться на работу к англичанам. Индийцы старались создать впечатление, что англичан в Индии просто нет. И им удалось достичь этого эффекта!
Когда британский принц приехал к ним с надменным визитом, никто не вышел его встречать. Англичане сперва посмеивались над этим колониальными демаршами, но со временем были вынуждены оставить Индию, обретшую практически бескровно независимость в 1947 году. После чего там начался демографический бум, приведший к тому, что сегодня население этой бывшей британской колонии составляет аж 1,3 млрд. человек.
Способен ли народ России на свою Сатьяграха? Хотя бы в малой части – не покупать чужой табак и алкоголь?
Это, конечно, трудней, чем, скушав пинту-другую "Балтики" или "Клинского", в патриотическом раже ударить по клавиатуре своего компьютера: мол ах какие злыдни эти западники! Когда же скинут свои путы с нашей дорогой Рассеюшки?
Да никогда – пока мы сами с привлечением своей личной воли им не поможем в этом.
Публицист
|