Светлана Замлелова

Создайте свою визитку
На главную Публицистика Культура и Религия
3

Вселенский патриархат как Министерство по делам восточных территорий

Светлана Замлелова

 

 

Обострившиеся отношения между Вселенским патриархатом и Русской Православной Церковью не остались незамеченными в мире. Это и естественно, поскольку конфликт оказался не столько религиозным, сколько политическим, что признаёт и священноначалие РПЦ. Так, протоиерей и бывший Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин считает, что конфликт начат не Русской Православной Церковью, а Западом. Причём именно в политических целях. Запад, по мнению протоиерея, использует Константинопольский патриархат в разжигании ненависти между Украиной и Россией. По сути, происходящее вокруг украинской автокефалии – это продолжение майдана 2014 г. и всей предшествующей политики, направленной на обострение отношений между Украиной и Россией. Западные политические деятели никогда и не скрывали, что российско-украинский раскол выгоден и необходим в противостоянии с нашей страной. Здесь можно вспомнить и высказывания того же З. Бжезинского, уже неоднократно приводимые в отечественной публицистике.

 

Задача Константинопольского патриархата в этой борьбе определена, по мнению протоиерея Всеволода Чаплина, давно. Сводится эта задача либо к расколу православной церкви, либо к её «переформатированию под западную демократию». Пожалуй, до сих пор попытки раскола православных народов не удавались. Однако работа ведётся, и украинская автокефалия может стать первой ласточкой.

 

Существует точка зрения, что действия Константинопольского патриарха поддерживают власти Турции в надежде, как это всегда бывает в таких случаях, получить свою политическую выгоду от общей неразберихи. Но едва ли эта точка зрения верна. Анкаре совершенно невыгодно вмешиваться сегодня в этот конфликт особенно на стороне Константинополя, поскольку это означало бы, во-первых, начать противостояние с Россией, в которое окажется втянут Азербайджан с епархиями РПЦ, а во-вторых, одновременно оказать поддержку США. А именно там находится центр управления расколом православной церкви, и прежде всего США, как инициатору государственного переворота на Украине, нужен дополнительный очаг конфронтации России и Украины. Кстати, поддержка и контроль американцами Константинопольского патриархата – дело не новое, а Варфоломей – отнюдь не первый из вселенских патриархов, исполняющих волю заокеанских хозяев.

 

Вскоре после II Мировой войны Вселенским патриархом стал Афинагор I, снискавший впоследствии славу лидера экуменизма. По сути, решение о назначении (при формальном избрании) Афинагора было принято в США. Американцы сочли Афинагора, бывшим на тот момент архиепископом и экзархом Северной и Южной Америки, наилучшей кандидатурой на пост Вселенского патриарха. «Русский фактор» присутствовал и тогда, Афинагор был подходящей фигурой и для оппозиции Московской патриархии.

 

Насколько сильно было влияние США в вопросе «избрания» Вселенского патриарха говорит хотя бы тот факт, что, в соответствии с постановлением турецкого правительства, Константинопольский патриарх должен быть гражданином Турции. Но Афинагор турецкого гражданства не имел. Анкаре, конечно же, пришлось уступить, и 1 ноября 1948 г. Афинагор был «избран» Константинопольским патриархом. В январе 1949 г. новоизбранный патриарх на самолёте президента США Гарри Трумэна прибыл в Стамбул и тут же, на борту самолёта, стал турецкоподданным. С ним вместе в Турцию пожаловал президент кинокомпании «20th Century Fox» Спирос Скурас, что сообщало ситуации особый голливудский колорит, превращая сакральное действо в какую-то остросюжетную авантюру с элементами политического шоу.

 

Афинагор выказал себя активным деятелем в американских интересах. Он так же, как и нынешний Константинопольский патриарх, воспринимал Русскую Православную Церковь не иначе как соперника, стараясь распространить влияние Константинополя по возможности шире. Судя по высказываниям Афинагора, он был, скорее, политическим, нежели религиозным деятелем, поскольку призывал к активной борьбе с коммунизмом и, под эту песню, звал все церкви объединяться. Коммунизм Вселенский патриарх величал не иначе как «диким зверем, угрожающим человечеству». Объединиться и с католиками, и с любыми другими церквями было для Афинагора не в пример лучше, чем, например, не обращать внимание, какое политическое и экономическое устройство практикуется в разных странах. Так, он заявлял: «Мы, православные, простираем руку дружбы всем религиям, христианским, мусульманским и другим, желающим бороться против коммунизма и других сил, которые борются против свободы совести и основных прав человеческой личности. Если я поеду через Лондон, я переговорю с главой Англиканской церкви. Я был бы весьма счастлив, если бы глава римского католицизма папа тоже протянул руку дружеского сотрудничества нам и принял бы нашу руку».

 

Если привезённый из США Афинагор так рьяно принялся проводить политику экуменизма, нацеленную именно на раскол церквей – ведь совершенно очевидно, что не все православные церкви поддержат дружбу с любыми религиями, то чем принципиально отличается от него патриарх Варфоломей? Тем более что слухи о связи Варфоломея с американцами настойчиво просачиваются в СМИ. Так, в 2017 г. власти Турции высказывали подозрения о связи Константинопольского патриарха с оппозиционным исламским проповедником Фетхуллахом Гюленом, причастным к попытке госпереворота в стране в 2016 г. Греческая пресса также не обошла вниманием этот факт. В турецких СМИ прошло сообщение об отъезде патриарха из страны за три часа до начала попытки переворота. Утверждалось, что об этом Константинопольского патриарха предупредили представители американских спецслужб. Патриарх тогда же спешно покинул страну и лишь спустя время обнаружился в Словакии.

 

Любопытно, что уже сейчас ходят разговоры о преемнике Варфоломея. Это митрополит Прусский (Прусса – греческое название турецкого города Бурса) Элпидофор Ламбриниадис. Митрополит известен как противник Московского патриархата и русофоб. Он уже высказывался в том смысле, что на Украине оправданно существование либо враждующих конфессий, либо экзархата Константинопольского патриархата. Митрополит активно и открыто встречается с американскими чиновниками – например, с Джо Байденом или помощником госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филиппом Гордоном, связанным с американским спецслужбами. Со слов публициста Дмитрия Скворцова, в пока ещё единственной канонической Украинской Православной Церкви о митрополите Элпидофоре отзываются как о «рафинированном ЦРУшнике и крайне либеральном богослове».

 

Сегодняшний Вселенский патриарх не может не понимать, кого именно он собрался поддерживать на Украине. Его высказывания о том, что некая украинская церковь испытывала многовековые притеснения со стороны России просто смешны. Патриарх не может не знать, что это не соответствует действительности. Не может он не знать и о том, что нынешняя попытка получить автокефалию для Украины отнюдь не первая в истории. Вот только всякий раз инициатива исходила отнюдь не от народа, как заявил недавно Варфоломей, а от разных оккупационных режимов. Такая попытка предпринималась националистами в 1918 г. А 8 мая 1942 г. на совещании в ставке фюрера были утверждены положения об автокефальной церкви в каждом из рейхскомиссариатов. Цель подобных инициатив недвусмысленна: традиционное и общее православие не просто объединяет разные народы и страны, но и обладает возможностью влияния. Что уж совершенно ни к чему оккупационным властям. Именно по этой причине, Министерство по делам восточных территорий отмечало, что «оккупационные власти имеют достаточно оснований требовать абсолютной самостоятельности украинской церковной иерархии от Московского Патриархата и осуществления объединения всего православного церковного управления на Украине». Именно поэтому «со стороны министерства было оказано покровительство всем автокефальным направлениям и устремлениям внутри Православной Церкви». В 1944 г. Министерство занялось подготовкой Всеукраинского Поместного Собора и избрания патриарха. Правда, наступление советских войск помешало осуществлению этих планов.

 

В который раз получилось, как в сказке А. Гайдара: «Так же, как ветры, ворвались конные отряды, и так же, как тучи, пронеслись красные знамена. Это так наступала Красная Армия». Но, увы, не придёт больше Красная Армия, не прогонит проклятых буржуинов. Разбирайтесь сами.

Вряд ли патриарх Варфоломей читал «Сказку про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твёрдое слово». Зато он наверняка знает, что его руками воплощаются сегодня в жизнь гитлеровские планы. Обыкновенно в таких случаях возникает вопрос не о том, стыдно или нет тому или иному деятелю. Интересно, в первую очередь, другое: верят ли представители Вселенского патриархата в христианского Бога или им известна другая истина?..

 

2018

 

Нравится
 
Создание сайта - Vinchi & Илья     ®© Светлана Замлелова
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет